Применение схем и моделей в работе со звучащим словом

Применение схем при обучении детей грамоте имеет в русской школе длительную историю (М.И.Тимофеев, Н.Е.Бочкарев, С.П.Редозубов, А.И.Воскресенская, Д.Б.Эльконин и др.).

Схема – это «чертеж, изображающий систему, устройство или взаиморасположение, связь чего-либо» (Словарь русского языка: в 4 т. Под ред. А.П.Евгеньевой.- М.: Русский язык,1988. –т.4.- С.316).

В современных учебниках предлагаются схемы предложений и слов. Они помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения и слого-звуковую структуру слова. Схема предложения в обобщенном виде отражает следующие его признаки:

1) предложение выделяется из речи (можно зафиксировать, сколько указано или услышано предложений в виде горизонтальных черточек);

2) предложение обладает протяженностью во времени (обозначено удлиненным прямоугольником, «лентой», вычерчиваемой слева направо, что впоследствии облегчит переход к записи предложения буквами);

3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей слева над прямоугольником; пауза в конце предложения обозначена точкой, а впоследствии также вопросительным или восклицательным знаком).

Схема предложения, поделенного на слова, отражает следующие его признаки:

1) предложение состоит из слов;

2) в каждом предложении определенное количество слов;

3) слова располагаются в определенной последовательности, можно указать первое, второе, третье и т.д. слово в предложении.

Схема слова, поделенного на слоги, отражает следующие признаки: слово делится на части (слоги), что обозначено поперечной чертой;

2) в слове может быть различное количество слогов (один, два и т.д.);

3) один из слогов, который произносится более протяжно,- ударный (обозначено знаком ударения над одним из прямоугольников).

Модель слого-звуковой структуры слова содержит следующую информацию:

1) звуки бывают гласные и согласные;

2) в слоге может быть различное количество звуков;

3) в слоге обязательно есть гласный звук;

4) согласные звуки в слоге могут быть до или после согласного, могут подряд произноситься несколько согласных (один за другим);

5) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за гласным произносятся один за другим, примыкают друг к другу (обозначено последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образуют слияние, произносятся неразрывно (обозначено прямоугольником, поделенным по диагонали так, что символизируется наложение артикуляции одного звука на другой, их взаимопроникновение).

Схемам-моделям в последнее время отведено более значительное место в системе обучения детей первоначальному чтению и письму. Они используются не только в подготовительный период, но и на последующих занятиях, и не эпизодически, а постоянно, систематически, из урока в урок. При проведении анализа слова опора на наглядные схемы помогает ученикам овладеть целым рядом умений: делить слова на слоги, определяя по гласным их количество; находить в слове ударный слог, обозначая его специальным значком; различать в слове гласные и согласные звуки, устанавливать их количество и последовательность в слове; осознавать разноструктурность слогов, выделяя слияния согласных звуков с гласными (СГ) и звуки за пределами слияния (в слогах CГС, ССГС И ДР.). От сформированности именно этих умений будет зависеть успешность овладения первоклассниками приемами слогового чтения и безошибочной записи слов – без пропуска букв, особенно гласных.