Британская партийная система.

Новый мировой экономический кризис 1974-1975гг., ставший следствием роста мировых цен на нефть (в 1973г. арабские страны подняли цены, чтобы заставить Запад отказаться от помощи Израилю) стал причиной безработицы и сокращению социальных услуг со стороны государства. К концу 70-х нефть подорожала в 10 раз. Считалось, что инфляция стала итогом чрезмерных социальных расходов на социальные нужды, а потому Запад в 80-е гг. отдал предпочтение неоконсерваторам.

Консервативные правительства ослабили государственное регулирование экономики и предоставили более благоприятные возможности для развития частного предпринимательства, проводили жесткую кредитно-финансовую политику с целью обуздания инфляции. Была проведена частичная приватизация госсектора экономики. В Великобритании во главе «консервативной волны», как был назван процесс возвращения консервативных сил во власть, встала премьер-министр М. Тэтчер (1979-1990). Возрождение предпринимательской инициативы, солидарность с политикой американского президента Р. Рейгана (программа СОИ), война с Аргентиной за Фолкленды в 1982г., борьба с террористами Ольстера в Ирландии – все это позволило называть Тэтчер «железной леди».

20-й век отмечен тенденцией усиления власти правительства и, прежде всего – премьер-министра. Начало этому было положено еще в период выхода из кризиса 1929г., и неимоверно усилилось во время 2-й мировой войны. Выделение премьера внутри кабинета привело к своеобразной централизации власти: премьер опирается на комитеты кабинета, рассматривающие вопросы текущей политики по заданию премьера и ответственны только перед ним. Концентрация власти в руках премьера, особенно сильная при М. Тэтчер, позволяет говорить о власти премьер-министра Великобритании как «президенциалистском» стиле руководства партией и государством. «Партийное правление» кабинета министров, опора на связанное партийной дисциплиной парламентское большинство членов собственной партии, позволили сделать власть правительства устойчивой, обеспечивая парламентское одобрение правительственных решений.

Т.о., либеральная конституционная модель, как правило, способствует формированию 2-партийных систем. При формальном закреплении принципа многопартийности, лишь 2 партии получают реальную возможность бороться за преобладание в государственно-политической системе. Конкуренция правящей и оппозиционной партий, вне зависимости от нюансов их идеологического противоборства, позволяет закрепить «сдержки и противовесы» в высшей политической элите. Сосредоточение эпицентра избирательных кампаний вокруг конкуренции 2 партий, обеспечивает достаточную состязательность политического процесса, а их преобладание в парламенте создает преемственность государственного курса.

Необратимость изменений вынудило лейбористов взять на вооружение идеи соперников. После кризиса эпохи «государства благосостояния» 70-х гг., когда к власти в ведущих западных странах пришли неоконсерваторы, социал-демократические партии встали на путь обновления. Одной из первых, еще в 1987г., такой шаг сделала лейбористская партия Великобритании. Конференция партии в 1995г. определила партию как «демократическую и социалистическую», ориентирующуюся на создание «справедливого общества», обеспечивающего равенство возможностей и гарантии против бедности. Социализм, под изменениями лидера партии Т. Блэра, ставшего премьер-министром в 1997г. (до 2007г.) стал рассматриваться в этическом плане, как идеал оптимального взаимодействия индивида и общества, а не как проект определенного общественного устройства из нового устава были исключены положения о приоритет общественной собственности на средства производства.