Основные черты правовой культуры Древнего Египта.
Изучение права любой древневосточной страны является чрезвычайно трудным делом для современного исследователя, в особенности если он — человек европейского образования. Понятийный аппарат юриспруденции, юридическая терминология, стиль правового мышления, способы правотворчества, формы выражения правовых норм — все эти элементы правовой культуры развивались на Древнем Востоке по особым закономерностям, которые существенно отличались от закономерностей эволюции правовой культуры в Европе. При этом право каждого древневосточного государства обладало своеобразными чертами, делавшими его непохожим на право других стран Древнего Востока.
Право Древнего Египта отличалось от других вариантов древневосточного права в первую очередь тем, что поступательно развивалось в течение трех или даже более тысячелетий. Ни одно древнее право не имело такой длительной и непрерывной истории, как право Древнего Египта. Казалось бы, о нем должно было сохраниться и больше сведений, чем о праве какого-либо другого древневосточного государства. Однако действительная картина получилась прямо противоположной: документальных материалов, отражающих в той или иной мере правовую жизнь древнеегипетского общества на протяжении его развития со времен «Раннего царства» и до периода правления Птолемеевской династии, сохранилось настолько мало1, что некоторые историки высказы- и,| ют предположение об отсутствии в Древнем Египте вплоть до 111 века до н.э. зрелой правовой культуры.
Ученые, изучающие право, действовавшее на территории Месопотамии, имеют в своем распоряжении несколько юридических источников и, в частности, такой свод правовых норм, как «Законы Хаммурапи». Исследователи, обращающиеся к изучению права Древнего Египта, оказываются в значительно худшем положении: до сих пор не обнаружено ни одного свода действовавших в этой стране правовых норм. Более того, в дошедших до нас древнеегипетских правовых материалах времен «Старого», «Среднего» и «Нового» царств нет ни ссылок на такой свод, ни других каких-либо признаков, которые бы указывали на его существование в эти эпохи. Мало сохранилось от первых эпох истории древнеегипетского государства текстов отдельных законов.
Соблюдение законов считалось египтянами одним из признаков нормального состояния общества, пренебрежение же ими рассматривалось в качестве свидетельства переживаемой обществом катастрофы. Произведение человека по имени Ипусер, известное под названием «Предостережения египетского мудреца», которое сохранилось по копии, сделанной в эпоху «Нового царства», но было написано, по всей вероятности, в конце «Старого царства» или в переходный период от него к «Среднему царству»1, рисовало картину полного разрушения порядка в египетском обществе. «Воистину, — говорилось в его тексте, — свитки законов выброшены из судебной палаты (judgement-hall)2 на улицу, люди ходят по ним в публичных местах. Бедняки ломают печати на них»3.
Такая ситуация была возможна в Древнем Египте лишь в условиях отсутствия верховной государственной власти и разрушения системы центрального государственного управления. В официальной религиозно-политической идеологии правопорядок в обществе считался неотъемлемой частью порядка во вселенной. Вселенский же порядок мыслился творением божественного духа разумности и справедливости. Его персональным воплощением египтяне признавали богиню Маат, которая выступала в облике красивой женщины с пером страуса на голове.