Творч. Путь Карамзина
С именем Н. М. Карамзина связано утверждение в 90-х гг. 18 века нового литературного направления. Творчески усвоив элементы сентиментализма в предшествующей русской литературе, Карамзин в силу своего таланта, эрудиции, понимания задач времени смог теоретически обосновать принципы сентиментализма и воспроизвести их в своей литературной практике. В его произведениях дворянский сентиментализм нашел свое наиболее полное выражение. По словам Белинского, высоко оценившего значение деятельности Карамзина в развитии русской литературы, он «первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество и казались пустыми и ничтожными для педантов – повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».
Знакомство с лучшими произведениями западноевропейского сентиментализма («Новая Элоиза» Руссо, «Страдания молодого Вертера «Гете») не умалило творческой самостоятельности Карамзина, принесшего в прозу и поэзию свою авторскую индивидуальность. В 90-х гг. сентиментализм Карамзина, несмотря на либерально-дворянскую ограниченность его мировоззрения, был явлением прогрессивным. Признание внесословной ценности человека, внимание к его частной жизни, миру чувств и переживаний – все это овеяно глубоко гуманным чувством автора, и не могло не привлечь читателя, который учился сопереживать, сострадать героям повестей Карамзина.
Он родился 1 декабря 1766 г. в дворянской семье в Симбирске. Здесь же в пансионе Фовеля, а затем в Москве в пансионе профессора Шадена он получил гуманитарное образование и усвоил «науку чувствительности».
Четырехлетнее пребывание в пансионе Шадена, где педагогическая система строилась на «воспитании сердца», заложило основы формирования мировоззрения и личности Карамзина. Недолгая военная служба в Петербурге после окончания пансиона, затем – выход в отставку и родной Симбирск, где он ведет светский образ жизни. Знакомство с масоном И. П. Тургеневым, обратившим внимание на одаренного юношу, оказалось важным событием в жизни Карамзина. В Москве Тургенев познакомил его с Новиковым, членом кружка которого стал Карамзин. Пребывание в кружке Новикова не прошло бесследно для Карамзина. На протяжении всей жизни ему удалось сохранить независимую позицию по отношению к правительственной власти. И хотя крепостничество и самодержавие были незыблемы для Карамзина, он неизменно испытывал враждебное отношение к деспотизму, жестокости и невежеству дворянского сословия. Вместе с А. А. Петровым, лучшим другом, Карамзин редактирует издаваемый Новиковым журнал «Детское чтение для сердца и разума». Несмотря на близость к масонам в этот период, он остался чужд их мистическим взглядам. Карамзин оптимистически смотрит на будущее в надежде на мирный, постепенный прогресс, который улучшит состояние общества. Беседы с Петровым о европейской поэзии, философских теориях Лафатера немало способствовали выработке Карамзиным нравственного идеала.
В «Детском чтении» он печатает переводы сентиментальных произведений, пользовавшихся европейской известностью. Здесь же он напечатал первую сентиментальную повесть «Евгений и Юлия». Несмотря на близость к Новикову в этот период и определенное влияние просветительских идей, Карамзину были свойственны умеренно-либеральные взгляды на действительность и жизнь общества. Проблемы, которые ставила жизнь, решались им не в социальном, а в нравственно-этическом плане. Уже в первой оригинальной повести, названной «Евгений и Юлия», проявился характерный и для последующего творчества Карамзина субъективно-идеалистический подход к изображению крестьянского быта.
Начав свою литературную деятельность с переводов, Карамзин способствует популяризации у русского читателя произведений Шекспира, которого он высоко ценил.
Стремление к более обширным историческим, философским знаниям, к европейской образованности привело его к осуществлению своей давней мечты – поездке в заграничное путешествие, которую он и осуществил 18 мая 1789 г.
Он посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию. Его путешествие длилось 18 месяцев, обогатив писателя множеством впечатлений политической и культурной жизни европейских стран, которые нашли отражение в «письмах русского путешественника». Именно с этого времени и развернулась литературно-критическая, издательская деятельность Карамзина.