Кювье и эволюционное учение

Знаменитый французский зоолог Жорж Кювье (G. Cuvier, 1769-1832), как известно, был противником эволюционного учения. Кювье считал, что эволюционный подход к зоологии родствен метафизике натурфилософов, которую он терпеть не мог. Он отрицал концепции эволюционистов как набор необоснованных беспочвенных басен, оспаривая их право называться учеными. Кювье утверждал, что сторонники эволюционной модели развития не могли привести в качестве доказательства ни одного факта переходных форм между видами, показывающего превращение одного вида в другой. В качестве примера постоянства видов Кювье указывал на мумии кошек, обезьян, ибисов и других животных древнего Египта, ничем не отличающихся от животных тех же видов, ныне обитающих в этой стране.

Вот почему отношение Кювье к эволюционному учению часто оценивалось как свидетельство его «консервативности» и даже «реакционности». Однако основательное изучение трудов этого ученого показывает, что, далеко не все его идеи были вредны и консервативны. Более того, можно говорить о том, что проведя систематические исследования важнейших областей зоологии, Кювье создал предпосылки для построения эволюционного учения в его современном виде. Чтобы убедиться в этом, достаточно даже краткого ознакомления с основными тезисами его трудов. Кювье стал первым ученым, соотнесшим строение отдельных органов и их систем животных с их функцией. Рассматривая черепа животных, секторы их щупалец, исследуя дефекты кости, он мог на основании принципа корреляции восстанавливать строение всего животного, которому принадлежал исследуемый орган. Применение этого метода к ископаемым, совершенно неизвестным животным, и тем самым как бы «воскрешение» их поражало современников. Капитальным трудом Кювье, приобретшим широкую известность, стали «Исследования ископаемых костей четвероногих», в 4 томах (1812 г.) и в 7 томах (в издании 1825 г.). Его «Лекции по сравнительной анатомии» в 5 томах (1800-1805 гг.) качали новую эпоху в развитии этой науки.

Текст 5.

..Именно по состоянию здоровья населения принято судить о степени цивилизованности страны, динамичности развития общества. Физическое, психическое и нравственное здоровье нации является главным капиталом общества. Несостоятельны утверждения, будто нам нужно сначала поднять экономику, а затем думать об охране здоровья россиян. Мы не выйдем из кризиса, если у нас не будет нормальных, физически и умственно полноценных людей! Здоровье нации не может быть ценой политики реформ, а должно стать высшим государственным приоритетом

Нашему обществу очень не хватает мира и согласия. А может быть, сохранение народа, о чем недавно говорил Александр Исаевич Солженицын, и есть та национальная идея, которая способна объединить всех — и белых, и красных. Ведь все мы — россияне, живем в одной стране, дышим одним воздухом. У нас есть все, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь. Нужна лишь политическая воля.

Здесь, наверное, будут высказаны разные точки зрения, но цель у нас одна – улучшить здоровье нации и российское здравоохранение. И я желаю успехов всем участникам слушаний в реализации этой благородной цели!

(Герасименко Н, Ф, Здоровье населения как фактор

обеспечения национальной безопасности России //

Российские медицинские вести. 1997. № 3. С. 5-14)

 

3. Оцените информативность и информативную обеспеченность всех предложенных выше текстов. Установите в текстах соотношение содержательно-фактуальной (СФИ) и содержательно-прагматической информации (СПИ); обоснуйте полученные выводы.

4. Определите стратегические установки для будущего выступления с учетом конкретной речевой ситуации. Выберите тему, интересную для потенциальной аудитории, и сформулируйте идею речи. Проведите анализ вашей целевой аудитории по критериям, предлагаемым В.В. Данилиной, и объясните, почему вами были избраны именно эти тема, вид и цель публичной речи. Составьте список источников информации, которые целесообразно использовать при подготовке текста планируемого выступления (см. Домашнее задание 1). Определите, какая схема расположения доводов (амплифицирующая, шоковая или стратегия маневра) будет наиболее эффективной для данной слушательской аудитории.

5. Выберите тему речи (в соответствии с предложенной ниже цитатой, афоризмом или поговоркой), подготовьте тезисный план выступления (см. Виды планов в Методических рекомендациях по самостоятельному изучению тем) и выступите с речью на 2-3 минуты. Примеры тем: «Самое трудное для человека – признать, что он не в центре мироздания, а на его периферии» (Сомерсет Моэм), «Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств» (Козьма Прутков), «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать» (Лев Толстой), «Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних» (Ларшофуко), «Кто любит свою собаку, должен любить и её блох» (мудрость индейцев банту).

Рекомендуемая литература: [3], [25], [70], [79].