В. Показатели потребления различных видов товаров и услуг в натуральном выражении.

Ведущую роль в измерении процессов потребления играют стоимостные показатели, главным достоинством которых является возможность агрегирования информации о самых различных по своим потребительским свойствам элементов в структуре материальных и духовных благ и услуг. Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания вещественное содержание этих благ и услуг, для измерения которых пригодны только показатели, построенные на основе натуральных единиц измерения.

При таком подходе обеспечивается, например, возможность оценки объемов среднего душевого потребления отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, характеристики их потребительских свойств и качественных параметров, измерения калорийности пищевых рационов и др. Но основная ценность натуральных показателей потребления определяется их использованием для формирования наиболее важного индикатора потребления населения и уровня жизни в целом – потребительского бюджета, формируемого на основе потребительской корзины (см. 11.4).

Комплекс статистических показателей потребления, выраженных в натуральных единицах, включает характеристики годового объема потребления на душу населения основных видов продуктов питания, предметов личного и семейного пользования, а также различного рода услуг. Определяется наличие предметов длительного пользования (автомобилей, телефонных аппаратов, телевизоров, стиральных машин и др.) в расчете на 100 домохозяйств. Соответствующие данные исчисляются на федеральном и региональном уровнях, проводятся межстрановые и динамические сопоставления, что позволяет углубленно и конкретно оценивать уровень жизни населения.

Основным методическим инструментом при таком анализе является метод группировок в сочетании с расчетом относительных величин, средних величин, показателей вариации, характеристик связи. В качестве иллюстрации возможностей исследования процессов потребления с использованием натуральных единиц измерения могут быть рассмотрены следующие данные.

Обеспеченность предметами длительного пользования в расчете на 100 домохозяйств в России существенно увеличилась за последние годы. Так, в 2006г. по сравнению с 2000г. число телевизоров на 100 домохозяйств возросло с 124 до 144 единиц, легковых автомобилей – с 27 до 35, музыкальных центров – с 12 до 36[8]. Много это или мало? Определенный ответ получаем при обращении к статистике других стран. Например, число легковых автомобилей на 100 домохозяйств в 2004-2005г.г. составило в Китае – 3 автомобиля, в Румынии – 22, в США – 121, в Японии – 145[9], то есть в России автомобилей больше, чем в Румынии, но намного меньше, чем в развитых странах (Португалия или другие европейские страны).

Одной из интегральных оценок уровня потребления продуктов питания является характеристика калорийности среднесуточного рациона в расчете на одного человека. Энергетическая ценность суточного потребления продуктов питания в 2004г. составила в России 3275 ккал., в Италии – 3746, в США – 3734, в Японии – 2816. Однако, по утверждению специалистов, использование только этого показателя недостаточно для оценки качества питания, так как не менее важен фактор сбалансированности структуры питания.

При характеристике уровня и качества потребления населения не ограничиваются рассмотрением только фактических данных, а сопоставляют их с научно обоснованными нормами потребления соответствующих видов продовольственных и непродовольственных товаров, услуг. Эти нормы дифференцированы по демографическим и социальным группам населения, а также по территориально-климатическим зонам. Особенно велика роль специально разработанных минимальных норм потребления при формировании потребительской корзины.

Структура потребительских расходов существенно дифференцируется по социальным группам населения с разным уровнем доходов наименее обеспеченное население практически все тратит на продукты питания. Эта закономерность была выявлена еще в Х1Х в. немецким статистиком и экономистом Э. Энгелем и известна, как Закон Энгеля: чем ниже доход, то большая доля расходов должна быть предназначена для питания. Были выявлены и другие закономерности («законы потребления»). В частности, Закон Швабе – чем беднее семья, тем большая доля расходов приходится на жилище.