Тема 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ТЕМЫ РЕЧИ, СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА

- Виды публичной речи, используемые в связях с общественностью, по преобладающей в них целеустановке.

- Информационная речь, убеждающая речь, специальная речь.

- Разновидности специальной речи: протокольная, траурная, торжественная и неформальная.

- Жанры публичной речи.

- Определение цели предстоящего публичного выступления и задачи спичрайтера.

- Моделирование речевого имиджа говорящего.

- Сбор и анализ необходимой информации, подготовка тезисов

 

Подготовка текста публичного выступления зависит от назначения речи, целей данного выступления. Выступающий должен ясно представлять себе, какова установка его речи, и в соответствии с этим строить ее.

Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, сагитировать (а именно воодушевить, убедить, призвать к действию), т. е. в речи может доминировать:

1) информация;

2) анализ проблемы, прогнозы, оценки, разные мнения и др.;

3) убеждение;

4) примеры, аргументация, влияние на точку зрения и др.

Соответственно можно выделить следующие основные виды публичной речи.

Развлекательная речь; не имеет большой практической ценности, ее цель – развлечь и потешить слушателя, но добрая шутка и благожелательный тон – неотъемлемые черты речей всех видов.

Информационная речь –предоставляет новую информацию, обеспечивает понимание этой информации и способствует ее запоминанию. Это один из наиболее распространенных жанров публичной речевой коммуникации в современном обществе.

Выступающий с информационной речью должен учитывать степень информированности и интеллектуальную культуру аудитории, перед которой предстоит выступить.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды информационной речи:

- представление - сообщение информации о себе;

- объяснение – информация о причинах и следствиях происшедшего, мотивации принятых решений, перспективах и задачах;

- инструкция – информация о необходимом порядке и способах действия;

- сообщение о событиях или фактах;

- изложение своей точки зрения.

С точки зрения жанрового разнообразия информационной речи различаются доклад и отчет. В докладе содержится развернутое сообщение на определенную тему. Такая речь предполагает большой объем и требует рассмотрения темы с различных сторон и подтверждение фактами, статистическими данными. В отчете содержится информация о проделанной работе, дополняемая цифровым и фактическим материалом.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

1) в ней не должно быть ничего спорного: любой вопрос находит свое разрешение при соблюдении 2-х условий. Вопрос должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлинную правду. Он не может вызывать спора: верить или не верить и что делать.

2) она должна вызывать пытливость, пробуждать любознательность слушателя. Если вопросы не возникли, долг говорящего – поставить их.

3) она должна удовлетворять запросы слушателя. Объем знаний говорящего по поднятой проблеме должен быть достаточным для ответа на любые вопросы, заданные ему.

4) сообщение должно быть актуально, например, в группе студентов изложение способов организации сельскохозяйственных кооперативов не найдет практического применения, но такой же доклад для фермеров будет действителен интересен.

Агитационная речь, в которой могут быть реализованы три вида целевых установок, которые нередко частично перекрывают друг друга:

1) воодушевляющая речь – речь с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя (а не с целью представить новые данные, переубедить или вызвать действие), это, например: большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы по вопросу моральных и общественных ценностей, проповеди, по сути; предвыборные выступления политических лидеров, высмеивающие противников, принадлежат к группе воодушевляющих речей;

2) убеждающая речь –имеет целью воздействие на сознание и чувства аудитории, изменение поведения слушающих; логическими и иными методами и доводами оратор доказывает или опровергает какое-либо положение, убеждает слушателей согласиться с ним в спорном вопросе; хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию. В этом случае оратор должен в большей степени учитывать восприимчивость и эмоциональную культуру своей аудитории. Чтобы такая речь была успешной, необходимо ясно представить себе, с чем именно мы будем бороться, о чем спорить. Поэтому речь должна начинаться с четкой формулировки доказываемого или опровергаемого тезиса.

Предмет речи — вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо). Показать, что данный кандидат будет президентом РФ, значит убедить по вопросу факта. А дока­зать, что он должен стать президентом, значит убедить по во­просу политики. Призывать же в речи к голосованию за канди­дата — выходит за ее пределы и составляет цель речи, побуж­дающей к действию. Ин­тересный характер данного вида речи — в самом вопросе или в его спорности. Интерес, который оратор должен вызвать, если он еще не воз­ник у слушателей, можно определить вопросом: «Чему же ве­рить?» или «Что делать?» Две основные ошибки сопутствуют выбору предмета речи: или обращаются к теме, не представля­ющей реального или потенциального интереса, или обсужда­ют вопрос, который не в состоянии разрешить или хотя бы по­мочь его разрешению. Как избежать таких ошибок?

а) Выбирайте действительно спорный вопрос

Если, прежде чем вы начали говорить, все уже согласны с вами, то незачем возбуждать интерес к теме и нечего решать. А если речь оказывается бесцельной, слушатели будут скучать и жалеть о потерянном времени. Таким будет доклад в турист­ском клубе о преимуществе пешеходных экскурсий.

Б) Выбирайте содержательную тему (а не шутливую, типа, кто умнее: мужчина или женщина)

В) выбирайте разрешимый вопрос, некоторые содержательные вопросы неразрешимы, поскольку еще отсутствуют фактические и поддающиеся учету данные.

В качестве жанровых разновидностей убеждающей речи в административных PR различаются: речь в прениях, заявление, митинговое выступление.

3) призывающая речь (вызывающая активную реакцию); должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор, например: призывы оказать поддержку в пользу местных благотворительных обществ, организаций Красного Креста, церкви и иных религиозных групп, школы, кампаний по оказанию помощи бедствующему населению; политические призывы к голосованию за того или иного кандидата на официальный пост, за устройство городского парка, за проведение реформ; обращения, относящиеся к личному поведению: не курить, заниматься физическими упражнениями, быть честным и т. д.

При выборе темы речи этого вида нужно проверить ее содержание по признакам:

А) Вызовет ли она достаточный интерес? Показателем достаточного интереса будет потребность слушателей поддержать выступающего.

Б) Способны ли слушатели к действию, которое рекомендует выступающий? Например, выступающий призывает участвовать в выборах, а слушатели не обладают возрастным цензом.

В) Не слишком ли сильна оппозиция? В некоторых случаях необходимо провести сначала чисто информационную беседу, чтобы заручиться поддержкой хотя бы нескольких слушателей из всей негативно настроенной аудитории и создать некоторую почву для проведения агитации в будущем.

Специальная речь –публичное выступление в связи со специальным событием. Различается несколько видов специальной речи: протокольная; траурная речь; торжественная речь; неформальная речь.

Речи данного вида характеризуются рядом особенностей: наличие специального повода, индивидуализированность речи, достаточная краткость, простота языка и эмоциональность стиля. Такие речи не должны содержать информации, которая может быть расценена как спорная, дискуссионная, а в отдельных случаях должны заставлять аудиторию проявлять определенные чувства.

Протокольная речь - «обрамляет» событие. Это: речь-приветствие, ответное слово, напутственное слово, речь на презентации.

Приветственная (или вступительная) речь включат в себя: объявление мероприятия открытым; приветствие аудитории; представление участников; в конце – благодарность выступающего с обоснованием этой благодарности; слова о закрытии мероприятия и прощание с аудиторией.

Речь на презентации может состоять из таких смысловых компонентов: приветствие; указание повода для произнесения речи; обращение к аудитории как к аудитории заинтересованных и высокопрофессиональных лиц; благодарность устроителям или принимающей стороне и выражение благодарности VIP-персонам за участие; краткая характеристика события, краткое содержание программы презентации, где подчеркивается значимость проводимого мероприятия.

Траурная речь – содержит слова прощания и как обязательный компонент - слова, в которых указываются соболезнования в адрес близких, заслуги покойного и значение его деятельности.

Торжественная речь произносится по поводу какого-либо события: праздника, юбилея, вручения знаков отличия, официальной встречи, церемонии открытия и т.д.

Неформальная речь используется в неформальной публичной обстановке, прежде всего это застольная (тостовая) речь. Она имеет свои особенности. Первая часть (экспозиция) представляет собой упоминание какой-либо детали, ситуации, события. Во второй части (развитие) указанная ситуация доводится до кульминационной точки. В третьей части (развязка) обозначается тема тоста. Удачный тост построен на принципе неожиданности: аудитория не должна догадываться о теме тоста по первой и второй частям. Часто уместным бывает упоминание в первой и второй частях тоста история из жизни оратора, что не только «оживляет» речь, но и положительно влияет на имидж говорящего. Предметом в тосте становятся: традиционные ценности (здоровье, любовь, успехи, процветание вообще); вопросы сотрудничества и удовлетворения проделанной совместной работой; признание организаторских и прочих личных качеств «тостуемых»; надежда на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Руководящее лицо должно быть всегда готовым произнести тост. Поэтому спичрайтером должны быть подготовлены различные варианты постоянно меняющихся тостов.

Во время речи важно не то, что происходит на трибуне; важно, что происходит в сознании слушателей. Речь сред­ство; отклик аудитории — цель. Речь служит этой цели, если она вызывает реакцию слушателя. В информационной речи желаемый отклик — стремление знать, в агитационной — воля к целеустремленному мышлению и действию.

Как мож­но достичь желаемой реакции при агитационной речи? Двумя путями: 1) представляя доводы, склоняющие к убеждению и действию, и 2) взывая непосредственно к чувствам слушателя. Для удобства назо­вем эти два вида воздействия логическим и психологичес­ким.

При изучении способов воздействия на аудиторию следу­ет помнить, что они не существуют изолированно друг от дру­га. Они только средство активизировать убедительность всего материала и всех приемов, составляющих содержание речи.

Информационная речь должна быть рациональной и учитывать особенности аудитории. Успех информационной речи достигается безупречной аргументацией, подробным анализом причинно-следственных связей, последовательностью изложения мыслей.

Убеждающая речь должна быть эмоциональной и ориентироваться на эмоции слушателей.

Предстоящее выступление часто является мероприятием по связям с общественностью, проводимым в рамках PR-кампании по продвижению определенной организации, идеи, товара или человека[2]. Поэтому при постановке цели и формулировании главной идеи речи, кроме особенностей оратора и аудитории, нужно учитывать общую стратегию и цели организации или PR-кампании, предыдущие действия и высказывания оратора и других представителей той же организации, планы на будущее. Важно обеспечить единство информационного потока и непротиворечивость суждений и действий.

Как уже отмечалось, спичрайтер должен обсудить с оратором цель выступления уже во время установочного интервью сразу после получения задания подготовить речь. Затем цель может быть несколько изменена и конкретизирована в соответствии с полученными результатами анализа речевой ситуации.

Цель публичной речи обычно двояка: с одной стороны, оратор убеж­дает аудиторию принять какую-либо позицию, информирует о чем-либо или призывает к каким-либо действиям, с другой — использует выступление для формирования, закрепления или изменения своего имиджа или имиджа организации, которую он представляет.

Если понимать цель речи как убеждение, информирование или по­буждение, главная идея четко и кратко формулируется в виде тезиса, который оратор развивает и доказывает и который, в случае успеха, слушатели или читатели запомнят и смогут воспроизвести. В речи должен быть всего один тезис, он должен служить связующей нитью для всей речи. Опытные риторы рекомендуют вначале сформулировать главную идею в одном предложении, а потом уже приступать к подготовке текста. Американский спичрайтер Джеймс Хьюмз цитирует в связи с этим слова римского оратора Катона: «Вначале найдите идею, а слова потом появятся» — и вспоминает критику Уинстона Черчилля в адрес Гарольда Макмиллана: «Гарольд, когда ты поднялся, ты не знал, что ты собираешься сказать, когда ты говорил, ты не знал, что ты говоришь, а когда ты закончил, ты не знал, что ты сказал». Задача спичрайтера — не допустить, чтобы с руководителем, для которого он готовит речь, произошло то же, что и с Г. Макмилланом, поэтому нужно не только сформулировать главную идею речи для себя, но и сообщить ее оратору, который должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. При этом выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки настраивает слушателей и облегчает восприятие ими публичной речи. Старый анекдот по этому поводу: один политический оратор уже долгое время говорит перед деревенской публикой в Новой Англии. Кто-то из опоздавших подсел к старому вермонтскому фермеру и спросил: «О чем он толкует?» - «Да кто его знает – он еще ничего об этом не сказал», - ответил старик. Этот оратор, по сути, следует обычной практике большинства выступающих, но это значительный недостаток, т. к. речь не подействует на слушателя, если тот всю свою энергию тратит на разгадывание намерений оратора. Общая цель определяет, какой реакции вы хотите добиться, а конкретная – ясно показывает, что слушатель должен знать, чувствовать и делать. Поэтому ее можно и нужно обозначить обычным предложением, такая полная формулировка в речах агитационных необходима.

Образцом четкого определения цели может служить речь крупнейшего оратора Америки Уэнделла Филлипса:

Леди и джентльмены! Меня просили рассказать об одном замечательном человеке предшествовавшего нам поколения — о великом правителе острова Сан-Доминго Туссене-Лувертюре, чистокровном негре, в венах которого не было и капли крови белого человека. В своем выступлении я расскажу Вам кратко его биографию — биографию негра-военачальника и государственного деятеля. Я изложу ее в защиту той расы, представителем которой он был... Моя цель,— хотя вы можете посчитать ее нелепой, — убедить вас в том, что негроидная раса, вместо того, чтобы вызывать сожаление или заслуживать презрение, как вы обычно считаете, имеет среди народов право на место, близкое к англосаксам.

При достижении любой из возможных и реально планируемых целей публичной речи, для выступающего важно создание у аудитории благоприятного представления о себе; главная идея, передаваемая при помощи его речи, состоит в отождествлении определенного набора качеств с собой, конкретным человеком: «Я честный, неподкупный, решительный, волевой, заботливый, ответственный...»

Для достижения этой цели создается модель речевого имиджа, ко­торый необходимо сформировать в сознании аудитории. Эта модель является «образом первого порядка, который творит имиджмейкер, используя вместо доски и красок живого политика, "расцвечивая" его путем усиления одних и ослабления других его качеств», так считает Д.В. Ольшанский в работе «Политический PR». Речевой имидж как таковой, т. е. представление о говорящем, формирующееся в сознании аудитории, — это «образ второго порядка», «результат активной собственной психической работы аудитории... по реконструкции итогового целостного имиджа в своем сознании на основе навязываемой извне модели, но с учетом собственных внутренних представлений» (Д.В. Ольшанский).

При моделировании речевого имиджа учитываются:

· личностные характеристики выступающего;

· особенности целевой аудитории, которая будет воспринимать информацию об ораторе;

· доступные средства воплощения модели в речи.

Перед спичрайтером стоит сложная задача — самостоятельно или при помощи имиджмейкеров найти точки соприкосновения между личностью конкретного человека и идеальным образом оратора, существующим в сознании аудитории в виде культурно и социально обусловленного эталона речевого поведения. По мнению В. Виноградова, «социальным сознанием устанавливается на данный период характерологическая схема ораторского образа в его различных типических воплощениях — проповедника, защитника, обвинителя, политического вождя...» [ ]. Представление об эталоне речевого поведения порождает определенные требования к говорящему и критерии, по которым аудитория определяет, насколько он соответствует идеалу.

Аудитория получает сведения о тех сторонах личности оратора, кото­рые кажутся ей наиболее важными, через речь. Качества оратора проявля­ются в содержании речи, аргументации, выборе лексических средств, син­таксисе и общих свойствах стиля, а также в звуковом оформлении речи, мимике и жестикуляции. Это может происходить непроизвольно - и тогда образ, передаваемый через речь, близок к подлинной личности говорящего, либо осознанно - в соответствии со специально разработанной моделью имиджа. В последнем случае речь вводит аудиторию в заблужде­ние относительно истинных свойств оратора. Воспринимаемый аудиторией речевой имидж вряд ли может в точности соответствовать личности говорящего или модели, созданной имиджмейкерами и спичрайтерами. Во-первых, члены аудитории непроизвольно отбирают информацию о тех свойствах говорящего, которые можно сопоставить с требованиями к идеальному оратору, и оставляют без внимания другие стороны его личности. Во-вторых, на субъективную оценку получаемой информации влияют такие характеристики аудитории, как степень единства и численность, эмоциональное и физическое состояние, социальное положение, род занятий, возраст, пол, национальность, уровень компетентности, отношение к предмету речи, а также сложившееся ранее отношение к оратору и ожидания от общения с ним. Следовательно, при создании модели речевого имиджа важно знать условия, влияющие на восприятие оратора аудиторией. Проанализировав речевую ситуацию, сформулировав цель и главную идею речи, выработав желаемую модель речевого имиджа, мы естественным образом приходим к пониманию того, о чем должен говорить оратор в этих обстоятельствах, т.е. определяем тему речи.Уместность темы и, в конечном счете, успех всей речи зависят от того, насколько ответственно спичрайтер подошел к подготовительным этапам работы над речью и какие выводы сделал из полученных результатов.

Далее осуществляетсясбор и анализ иллюстративного материала и необходимой информации, т. е. информационное обеспечение выступления.

Максимально подробная информация по теме выступления — необходимый элемент при подготовке удачной речи. Это позволяет сделать основные тезисы наиболее яркими, проиллюстрировать их необходимой информацией, цифрами и примерами.

Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В тексте не должно быть много цифрового материала, так как большое количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории. Например, широкой аудитории малопонятны или непонятны совсем цифровые данные об урожайности, надоях, количестве выработанных или затраченных энергоресурсов, спортивных рекордах и т.д. Поскольку редко кто может знать, какова урожайность, например, ржи или ячменя в средней полосе России и т.п., такие показатели следует приводить в сравнении. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше, Фоновые знания специалиста позволяют ему усваивать этот материал более быстро и легко. Следует по возможности ярко, оригинально интерпретировать цифровые данные. Например, один из российских корреспондентов в Японии нашел такой способ объяснить аудитории, насколько велика стоимость земли в центре Токио: «Я стою в центре Токио, в руках у меня самая крупная денежная купюра Японии. Один квадратный метр земли, на которой я стою, стоит так дорого, что купюры, заплаченные за него, покроют поверхность квадратного метра земли несколькими слоями».

В некоторых случаях цифры следует округлять, так они лучше воспринимаются и запоминаются (население Н. составляет почти 500 тысяч человек). Но округление нежелательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.

При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны на эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника (мое мнение верно потому, что такого же мнения придерживается всем известный человек, авторитет которого неоспорим). Этот механизм использования цитаты характерен для сакральных (священных) текстов (так цитируется Библия), а также для идеологических текстов особой значимости (с этой целью, например, в недавнем прошлом цитировались произведения В.И. Ленина).

Если цитата действительно необходима в выступлении, то неза­висимо от типа цитаты и се назначения обязательно нужно, во-первых, обязательно проверить цитату. В том случае совершенно неуместно полагаться на собственную память, а следует сверить используемую в тексте цитату с оригиналом. Во-вторых, смысл цитируемого отрывка в тексте должен совпадать со смыслом цитируемого отрывка в в тексте-источнике. В-третьих, по своему объему цитата должна быть достаточна для того, чтобы ее смысл был относительно самостоятелен и устойчив. Если цитируется очень малый объем речевого материала, то не следует жалеть времени, чтобы разъяснить аудитории смысл цитируемых слов. Усеченное цитирование – один из способов манипулирования общественным мнением.

Следует вести постоянную работу по подбору цитат, их систематизации и обновлению.

Основные источники,из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная литература;

- справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, синонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

- художественная литература;

- статьи из газет и журналов;

- передачи радио и телевидения;

- результаты социологических опросов;

- собственные знания и опыт;

- личные контакты, беседы, интервью;

- размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом региональном (местном) материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Подбор материалов для публичной речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый навык отбора литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого навыка. Например, психолог В. Сахаров называет следующие действия:

1. Припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления.

2. Просмотр личной библиотеки или каталога.

3. Просмотр каталогов в библиотеке.

4. Просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей.

5. Просмотр библиографических изданий (летописей книг, журналов и т. п.).

6. Просмотр справочников.

Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать навык отбора литературы, что, в конечном счете, позволит ускорить сам процесс подготовки.

Любое публичное выступление, в котором много цифровых данных и графической информации, станет гораздо интересней, если подкрепить его аудиовизуальными материалами, которыедолжны отвечать следующим требованиям:

1) иллюстрировать тезис;

2) не быть перегруженными информацией;

3) быть оформленными в едином стиле.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды публичной речи по преобладающей в них целеустановке используются в связях с общественностью?

2. В чем специфика разных видов публичной речи?

3. Назовите разновидности специальной речи.

4. Каковы жанры публичной речи?

5. Определение цели предстоящего публичного выступления и задачи спичрайтера.

6. Как осуществляется моделирование речевого имиджа говорящего?

7. Что подразумевается под информационным обеспечением выступления?

8. Какова методика работы с цитатами?

9. Какие действия способствуют образованию навыка отбора литературы?

Тема 7. ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ВАРИАНТА ТЕКСТА РЕЧИ

- Основные модели развития мысли (топосы).

- Аргументы и их типы.

- Методы изложения материала.

- Схема построения текста.

- Приемы начала(способы формирования введения) по Х. Леммерману.

- Схема построения подтверждения (хрии).

- Тропы и фигуры речи.

- Показатель удобочитаемости Флеша и индекс туманности Ганнинга.

- Тактика вопросов и тактика ответов.

В зависимости от ситуации, специфики выступления, опыта оратора и других факторов, спичрайтером могут быть подготовлены:

· полный текст речи;

· тезисы речи;

· краткий план речи;

· конспект речи.

Полный текст публичного выступления следует готовить в особо ответственных случаях или для начинающих ораторов.

В работе над текстом спичрайтеру помогает риторика — наука, которая учит «изобретать, располагать и выражать мысли» (Кошанский Н.Ф.).

В соответствии с классическим риторическим каноном спичрайтер начинает работу над текстом с «изобретения» содержания,иными словами, с выбора моделей развития мысли, называемых в риторике топосами, или топами, и аргументов,которые будут использованы для обоснования главной идеи речи.

Основные смысловые модели развития содержания включают топы «род и вид», «целое и части», «определение», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «пример» и «свидетельство» (Михальская А.К.). Выделив понятие, важное для раскрытия темы речи, мы переходим от него к более общему, родовому понятию или к более частному, видовому; представляем его как часть чего-то большего или как целое, состоящее из нескольких частей; толкуем понятие, давая ему определение; описываем характерные признаки и функции предмета речи; выявляем его сходство с другими предметами или отличия от противоположных предметов; показываем причины описываемых явлений и реальные или возможные следствия этих явлений; излагаем обстоятельства совершенных или планируемых действий (кто? где? когда? как?); приводим примеры и авторитетные суждения, подтверждающие истинность высказываемых идей (Михальская А.К.).

В результате использования этих смысловых моделей образуется мно­жество второстепенных идей, раскрывающих главную мысль речи. В дальнейшем от части этих идей придется отказаться, другие будут объе­динены в более крупные смысловые блоки, и только некоторые можно использовать в первоначальном виде. Важно, что работа с топами помогает определить направления развития содержания речи, стимулирует творческую мыслительную деятельность спичрайтера и снимает вопрос: «А что писать?»

Для обоснования главной и второстепенных идей используются аргументы4-х типов: к реальности, к разуму, к норме и к личности(Волков А.А.). При использовании аргумента к реальности доказывается, что выдвинутое положение соответствует объективным условиям. Используя рациональные аргументы, мы апеллируем к логике или здравому смыслу: сюда относятся, например, аргументы к причинно-следственным связям и пользе (прагматические аргументы). Основанием аргумента к норме служит существующее правило, обычай, прецедент, высказывание уважаемого лица или цитата из авторитетного источника. Аргумент к личности предполагает использование информации об ораторе или его оппоненте для подтверждения истинности или ложности их утверждений либо апелляцию к совести (Волков А.А.).

Выбор аргументов того или иного типа и их конкретное содержание зависят от многих условий, особенно от характеристик целевой аудитории и цели выступающего. Хотя предпочтительными представляются рациональные аргументы, особенно при обращении к компетентной аудитории, способной к логическим умозаключениям, это не означает, что от других аргументов следует отказаться.

Аргументы бывают сильные (не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание), слабые(вызывают сомнения оппонентов) и несостоятельные (позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их).Сила и слабость аргументов определяется не с точки зрения выступающего, а с точки зрения слушателя (оппонента).

Определив направления развития главной идеи речи и выбрав аргу­менты для обоснования выдвигаемых положений, спичрайтер переходит к следующей ступени работы над текстом — расположению мыслей,т.е. к построению композиции речи.

Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, принцип экономии.

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей.

Задача оратора умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором.Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами.

Индуктивный метод— изложение материала от частного кобщему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод— изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии— сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод— расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод— последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод— изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Каждая ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушаются с большим вниманием. «Никогда, никакими словами вы не заставите читателя познавать мир через скуку», — писал Алексей Толстой. Об этом должен по­мнить и оратор.

Уилл Роджерс в своем обращении к съезду фабрикантов, изготовляющих корсеты, сказал, что он вполне одобряет корсет, так как «нельзя же допустить, чтобы человеческое тело в беспорядке разъезжалось во все стороны…». Примерно то же можно сказать о содержании речи.

Существует множество вариантов структуры речи. В американской риторике можно встретить такую схему композиции: «Во вступлении скажите аудитории, о чем вы собираетесь говорить; в основной части скажите им то, что вы собирались сказать; в заключении скажите им, о чем вы говорили» (Dowis R.).

Американские специалисты рекомендуют использовать при подготовке речей и более сложные модели, например «проблема — причина — следствие — решение»:вначале формулируется проблема, непосредственно связанная с главной идеей речи, затем раскрывается ее причина, опи­сываются ее следствия и, наконец, предлагается решение данной проблемы (Dowis R.).

В некоторых случаях удобны хронологическая последовательность,когда мысль движется от прошлого через настоящее к будущему; коли­чественная последовательность,когда сначала говорится о более низких показателях, а затем о все более высоких или наоборот; географическая последовательность,когда описывается ситуация в нескольких регионах; психологическая последовательность,когда мысль движется от более при­емлемого, важного или интересного для аудитории к менее приемлемому, важному или интересному.

В учебниках по русской риторике предлагается схема построения текста, в соответствии с которой высказывание состоит из восьми частей: вступления, положения (предложения), разделения, изложения, под­тверждения, опровержения, обобщения (рекапитуляции)и побуждения(Волков А.А.).

Особую роль играет начало выступления. В течение приблизительно первых трех минут выступления аудитория решит, стоит или нет продолжать вас слушать. Следует добавить, что аудитория будет делать это, частично отвлекаясь от выступающего, задачей которого будет стремление удержать внимание своих слушателей.

Следовательно, во вступленииважно овладеть вниманием аудитории, пробудить интерес к теме, показать ее значимость для слушателей, вызвать доверие к выступающему и в результате добиться установления контакта между оратором и аудиторией.

Существует 4 основных приема начала (способа формирования введения, по Х. Леммерману):

· Снятие напряженности (комплимент, шутка, добрые слова) или способ подкрепления, т. е. обеспечение благожелательности;

· Зацепка (кратко изложить ситуацию, использовав сравнение, личные впечатления, какое-то событие) или способ повода, напрямую связанного с содержанием речи;

· Стимулирование игры воображения (постановка множества вопросов по ряду рассматриваемых проблем) или способ побуждения к размышлению;

· Прямой подход (переход прямо к делу без вступления) или прямой способ.

Необходимо помнить, что вступление должно быть коротким – не более 1/8 всего объема речи - и динамичным.

Положение,или предложение,представляет собой главный тезис, развиваемый и доказываемый в речи, решение, которое выступающий предлагает аудитории. Разделениесодержит перечисление частей текста и рекомендуется в длинных сложных речах, например в официальных докладах. Изложениесодержит факты, представляемые в форме повествования, описания или объяснения: в первом случае излагается последовательность событий, во втором изображается предмет речи, в третьем дается истолкование приводимых фактов. Подтверждениесодержит аргументацию, доказывающую истинность главной идеи речи, причем доводы могут располагаться от слабых к самому сильному («восходящая последовательность»), от сильных в начале к слабым в середине и к самому сильному в конце («гомерический порядок») или в форме так называемой хрии, которая будет показана ниже. Опровержениесодержит доказательство ложности мнений, противоречащих мнению выступающего. Рекапитуляцияпредставляет собой обобщение сказанного и может принимать форму выводов. Наконец, в побуждениивыражаются намерения выступающего: к каким действиям или к какому решению он призывает аудиторию.

Схема построения подтверждения, обозначаемая в риторике термином «хрия», состоит из положения, изъяснения этого положения, объяснения его причины, доводов от противного, сравнения, примеров, свидетельства и заключения. Восемь частей хрии могут располагаться в описанной последовательности, точно или с некоторыми изменениями, либо в обратной последовательности, при которой рассуждения начинаются с примера, причины, сравнения, доводов от противного и свидетельства и заканчиваются формулировкой тезиса (положением).

В заключении могут быть поставлены следующие цели:

- суммировать сказанное, обобщить информацию;

- способствовать запоминанию основных положений, выдви­нутых в выступлении, и др.;

- сделать выступление менее официальным и тем самым повы­сить благожелательное отношение аудитории к себе как ора­тору и к тексту своего выступления;

- повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы;

- вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь;

- повысить значимость своего выступления (перевести высту­пление в более высокий стиль);

- призвать слушателей к выполнению тех или иных задач.

Как и начало речи, концовку нужно тщательно продумать, обя­зательно записать и отрепетировать. Концовка должна быть короткой.

Можно использовать некоторые приемы завершения речи:

- Сделать слушателям комплимент;

- Завершить шуткой;

- Прочесть наизусть стихи;

- Использовать цитату;

- Завершить аллегорией, символом;

- Сообщить потрясающий факт.

После того как «изобретено» содержание речи и мысли расположены в соответствии с целью выступления и особенностями речевой ситуации, нужно облечь мысли в слова – это следующий этап работы над текстом — словесное выражение мыслей. На этом этапе отбираются речевые средства, которые позволяют точно, ясно и уместно передать смысл высказывания в соответствии с языковыми нормами условиями общения, в том числе выбираются тропы(слова в переносных значениях) и фигуры речи,для того чтобы речь была выразительной, т. к. выразительная речь лучше запоминается слушателями и в меньшей степени проверяется ими с точки зрения ее правдивости. «Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений, скучна и пресна, как несоленый суп» (Х. Леммерман).

Для того чтобы речь была точной, при написании и редактировании текста необходимо соблюдать несколько основных правил.

1. Нужно избегать двусмысленности:

а) многозначные слова в контексте должны прочитываться однозначно;

б) слова (фразеологизмы) должны быть употреблены в присущих им языковых значениях;

в) следует четко определять базовые и новые термины;

г) общие для ряда наук термины необходимо использовать только в значении, принятом для данной науки.

2. Необходимо уточнять по словарям значения заимствованных слов, неологизмов, паронимов.

3. Следует избегать необоснованного употребления неологизмов и заимствованных слов (или пояснять их).

4. При редактировании текста также нужно обращать внимание на сочетаемость слов и фразеологизмов.

Т. о. каждое слово в тексте должно быть понятно, прежде всего, самому говорящему.

Самый известный троп — метафора:замена одного предмета, явления или действия другим, подобным ему предметом, явлением или действием. Метафора отличается от сравнения тем, что при ее использова­нии исходный предмет мысли не называется, а только подразумевается, в то время как при сравнении называются оба предмета. Метафоры украшают речь, делают ее более выразительной, но главное их достоинство заключается не в этом. Важнее то, что метафора позволяет свести сложную аргументацию к запоминающемуся образу и сделать идею оратора более понятной для аудитории.

Метафора может содержаться в одном предложении либо быть раз­вернутой до целого абзаца или нескольких абзацев.

1. Краткая метафора

2. Развернутая метафора

Опытные современные ораторы также используют метафоры для того, чтобы передать свою мысль в сжатой и яркой форме. Вот как завершил свое телеобращение 6 октября 1998 г. накануне акции протеста профсоюзов Е. М. Примаков, который возглавлял тогда Правительство: «Я, в принципе, понимаю, что многие из тех, кто завтра выйдет на демонстрации, имеют основания для недовольства. Но хочу призвать всех не раскачивать нашу общую лодку в сегодняшнем, слишком бурном море».

Кроме метафоры к тропам относятся метонимия(перенос значения по смежности), синекдоха(перенос значения с вида на род, с части на целое, с единичного на множественное или наоборот), гипербола(использование большего качества или признака вместо меньшего), литота(использование меньшего качества или признака вместо большего) и некоторые другие.

Фигуры речи,или риторические фигуры,представляют собой «вос­производимые приемы словесного оформления мысли», которые позво­ляют подчеркнуть, выделить отдельные мысли («фигуры выделения») или создать впечатление диалога между оратором и аудиторией или третьим лицом («фигуры диалогизма»).

Фигуры выделения строятся по готовым схемам, которые наполняются содержанием и облекаются в словесную форму в соответствии со спецификой речевой ситуации. К этому типу риторических фигур относятся, в частности, разные виды повторов:

реприза— повтор слова или словосочетания внутри фразы с целью усиления мысли;

анафора— повторение одного или нескольких слов в начале следу­ющих друг за другом фраз, частей фраз или абзацев для повышения убедительности речи;

эпифора— повторение одного или нескольких слов в конце соседних фраз, частей фраз или абзацев, чтобы сделать речь более легкой для запоминания;

анадиплоза— повтор последнего слова или словосочетания преды­дущей фразы (части фразы) в начале последующей, чтобы усилить категоричность высказывания;

окружение— завершение фразы или абзаца тем же словом или сло­восочетанием, которым эта фраза или абзац начинается, чтобы выделить повторяемое слово и придать мысли завершенность;

многосоюзие— соединение нескольких слов, словосочетаний или предложений при помощи повторяющихся союзов, чтобы эти элементы воспринимались как единый смысловой блок.

Среди других фигур выделения наиболее распространены сравнениеи антитеза,т.е. противопоставление. Антитеза считается одним из самых сильных средств речевого воздействия. М. Аткинсон, проанализировав большое количество политических публичных выступлений, установил, что в каждом третьем случае аплодисменты следуют сразу после антитезы. Противопоставление в сочетании с правильно расставленными паузами и соответствующим интонационным оформлением воспринимается аудиторией как сигнал, что пора аплодировать. Кроме того, антитеза позволяет оратору более четкоохарактеризовать предмет или явление, отделив его от чуждого предмета или явления.

Фигуры диалогизма так же широко распространены в речах лучших российских ораторов, как и фигуры выделения. Эти фигуры помогают привлекать и удерживать внимание аудитории, активизируют мыслительную деятельность слушателей, вызывают эмоциональные и оценочные реакции. К фигурам диалогизма относятся риторический вопрос(«утвердительное высказывание в виде вопроса, которое не предполагает ответа»), риторическое восклицание(«восклицательная форма предложения, употребленная для усиления значения») и риторическое обращение(«высказывание в форме обращения, адресованное какому-либо лицу или предмету»), а также ряд других фигур, представляющих собой ответ на возможное возражение оппонента или на возможный вопрос аудитории, воображаемый ответ от лица аудитории на заданный оратором вопрос, воображаемую речь от лица какого-либо человека или неодушевленного предмета, действительную речь какого-либо человека, аллюзию на какое-либо произведение.

В современной публичной речи риторические фигуры используются реже, чем в XIX и начале XX в., но это не означает, что речь должна быть сухой и невыразительной. Конечно, неправильно было бы увлекаться стилистическими приемами в ущерб содержанию, но продуманность содержания не исключает необходимости поиска речевых средств, которые позволили бы оратору наиболее эффективно донести смысл речи до аудитории и достичь поставленной цели.

Против мрачности и сложности текстов выступал в своих работах Рудольф Флеш, который в своей книге «Искусство говорить просто» советовал писать так, как мы говорим. Также ему принадлежит разработка показателя удобочитаемости Флеша, который употребляется для установления авторства документов.

Этот индекс рассчитывается по среднему количеству слогов в слове и слов в предложении. Его величина изменяется от 0 до 100. Чем выше значение индекса, тем проще и понятнее текст. Рекомендуется, чтобы значения для обычного текста составляли от 60 до 70, а для стихотворений он должен превышать значение 80.

Показатель удобочитаемости Флеша рассчитывается по формуле

Н = 206,835- (1,015 х СДП) - (84,6 х СДС), где СДП — средняя длина предложения (число слов в тексте, деленное на число всех предложений в документе); СДС — среднее число слогов в слове (число слогов в документе, которое делится на количество всех слов).

Флеш разработал семь правил,соблюдение которых упростит чтение новостей, сообщений и документов:

1) использовать сокращения, которые допустимы;

2) как можно меньше использовать в предложениях слово «что»;

3) употреблять местоимения «я», «мы», «они» и «вы»;

4) при ссылке на какое-либо понятие, выраженное существительным, следует повторить само слово или употребить соответствующее местоимение; не стоит использовать красочную замену;

5) использовать краткие, лаконичные предложения,

6) в параграфе освещать только один вопрос;

7) писать на языке, понятном читателю.

Флеш считал, что текст удобен для чтения тогда, когда нет отклонений от темы, поэтому предлагал помнить о следующих рекомендациях:

- избегать громоздких слов;

- избегать ненужных слов;

- избегать клише;

- избегать латинских выражений;

- использовать активный залог;

- быть конкретными;

- быть проще;

- быть краткими;

- быть организованными;

- быть убедительными;

- быть понятными.

Наиболее известной оценкой читабельности стал индекс туманности Ганнинга, который был разработан Робертом Ганнингом.Этот индекс оценивает простоту и ясность текста по следующим параметрам:

- количество слов и их сложность;

- количество законченных мыслей;

- средняя длина предложений.

Обычно его применяют к тексту, который состоит из 200 слов и более. При использовании «индекса туманности» надо придерживаться следующей последовательности:

- провести количественный анализ текста по имеющимся параметрам;

- интерпретировать и анализировать показатель туманности;

- редактировать текст, если это необходимо.

«Индекс туманности Ганнинга» рассчитывается следующим образом:

Индекс туманности = 0,04 х (среднее число слов в одном предложении + число длинных слов на 100 слов).

Чем выше полученное значение индекса, тем лучше должен быть образован читатель.

Хороший текст не должен вызывать затруднений при прочтении или быть непонятным.

Для того чтобы текст стал более простым и понятным, следует придерживаться 10 принципов ясного письма:

1) использовать короткие предложения;

2) заменять сложные слова на простые;

3) выбирать знакомые слова;

4) избегать употребления лишних слов;

5) помнить, что глаголы должны показывать действие!

6) писать так, как говорите;

7) использовать такие слова и выражения, которые читатели могли бы себе представить;

8) сопоставлять стиль письма и слова, которые в нем используются, с опытом читателя;

9) помнить о богатстве и многообразии слов;

10) при написании стараться лучше выразить свою точку зрения, а не пытаться произвести впечатление на других.

В конце выступления необходимо оставить время на возможные вопросы, если это время не регламентировано заранее.

Существуют:

— закрытые вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Они сужают пространство для маневра у вашего противника. Закрытые вопросы используются тогда, когда нужно ускорить получение согласия;

— открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет» и которые требуют объяснения, они начинаются со слов «что», «как», «почему», «каково ваше мнение»;

— зеркальные вопросы (из области сказанного в область недосказанного);

— риторические вопросы, на которые не даются прямые ответы, так как цель риторических вопросов — вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы;

— переломные вопросы удерживают беседу в нужном направлении. Они задаются в том случае, когда уже есть информация по одной проблеме и вы хотите переключиться на другую или когда вы почувствовали сопротивление собеседника и пытаетесь его преодолеть;

— вопросы для обдумывания вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что сказано. Могут использоваться:

— информационные вопросы,

— контрольные (помогают следить за реакцией),

— вопросы для ориентации,

— подтверждающие,

— ознакомительные,

— встречные,

— альтернативные,

— направляющие,

— провокационные,

— вступительные,

— заключающие.

Кроме тактики вопросов, существует тактика ответов.

Всем известен факт из жизни Черчилля. Когда он выступал в парламенте, одна лейбористка крикнула на весь зал: «Мистер я! Вы несносны. Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд». Он ответил: «Если бы вы были моей женой, то я бы этот яд с удовольствием выпил». Раздался взрыв хохота, что способствовало победе консерваторов.

Итак, прежде чем ответить, необходимо сделать паузу не менее 8 секунд.

— Сложный вопрос разделить на составляющие. Отвечать прежде
на тот, что представляет интерес.

— Если вопрос труден по содержанию, то необходимо попросить повторить вопрос, затем самому повторить его так, как вы поняли его, после чего попросить время на размышление, попробовать привести аналогичный пример из собственного опыта.

— На провокационные вопросы лучше не отвечать.

— Чем эмоциональнее вопрос, тем короче должен быть ответ.

— Не поддавайтесь тому, чтобы вас увели от темы.

— Если при ответе вас неправильно поняли, признайте свою вину, сказав, что вы не очень удачно сформулировали свою мысль, и попробуйте сформулировать мысль еще раз. Следующая фаза беседы — аргументирование. В аргументировании выделяют две конструкции: доказательную аргументацию, когда что-то доказывается, и контраргументацию, когда что-либо опровергается.

Необходимо помнить, что излишняя убедительность вызывает сопротивление собеседника.

1вариант 2 вариант

Я считаю… Вы не находите, что...

Я могу это доказать… Сейчас вы сможете убедиться, что...

Мы вам поможем… Вы сможете добиться...

Из указанных выше вариантов предпочтителен второй.

Если спрашивающий возражает, необходимо выслушать возражения, не спешить с ответом, уточнить суть спора. Чтобы подчеркнуть свое решение или желание пойти на компромисс, говорят: «Думаю, что мы все выиграем», «Может быть, рассмотрим иные условия?», «Это требует дополнительного обсуждения».

Очень часто задаются некорректные вопросы (коммерческая тайна, личная жизнь, достоинства). В таких случаях можно применить следующие уловки:

— ответ вопросом на вопрос,

— игнорирование,

— перевод на другую тему,

— демонстрация непонимания,

— юмор, ирония.

Заключительная часть выступления служит его оценкой. Ее важно отделить от других этапов фразами: «Давайте подведем итоги», «Мы подошли к концу…» и др. В завершение должны быть сформулированы идеи выступления в утвердительной форме, также необходимо поблагодарить за работу или сотрудничество, уделенное внимание, попрощаться, сказать, что выступающий доволен принятым решением, например: «Завершая встречу, я с чувством удовлетворения подчеркиваю, что встреча была конструктивной и результативной, и хочу поблагодарить участников и руководство, сделавших для этого все возможное».

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные модели развития мысли (топосы).

2. Каковы типы аргументов?

3. Охарактеризуйте методы изложения материала.

4. Какова схема построения текста?

5. Перечислите приемы начала(способы формирования введения) по Х. Леммерману.

6. Что такое хрия и какова схема ее построения?

7. Назовите тропы и фигуры речи.

8. Изчего складывается показатель удобочитаемости Флеша?

9. Как рассчитать индекс туманности Ганнинга?

10. Назовите 10 принципов ясного письма.

11. Расскажите о тактике ответов.

Тема 8. «ДОВОДКА» ТЕКСТА РЕЧИ ПОД ОРАТОРА И ПОДГОТОВКА ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ВАРИАНТА

- Доработка текста вместе с оратором.

- Рекомендации Джеймса Хьюмза по выступлению с полным текстом.

- Секреты «живой» электронной презентации для публичного выступления.

После написания первого варианта речи необходимо встретиться с оратором, чтобы он прочитал ее вслух и высказал свои замечания и пожелания. Спичрайтер вносит в текст исправления, предложенные оратором, и сам предлагает что-либо изменить, если речь звучит неестественно или сложно воспринимается на слух. Если при чтении текста оратору трудно произнести какое-то слово, это слово лучше заменить. Если оратор неправильно делает паузы и логические ударения, их лучше отметить в тексте и уделить больше внимания репетициям.

Чем больше будет репетиций, тем лучше. Можно записать репетицию на видео, разобрать с оратором и внимательно просмотреть на предмет недочетов. Видео позволяет зафиксировать те шероховатости, которые сложно отследить и запомнить во время прочтения речи. Конечно, это идеальная ситуация. В действительности у оратора может не быть времени на репетиции и тем более на разбор видеозаписи вместе со спичрайтером. Минимальное условие, без которого крайне сложно под­готовить эффективную речь для другого человека, заключается в том, чтобы оратор хотя бы просмотрел текст речи и внес свою правку или сделал замечания.

После каждой репетиции и каждых новых замечаний оратора текст речи редактируется. Спичрайтеру нужно быть готовым к тому, чтобы переписать текст несколько раз, как бы ему ни нравился первоначальный вариант.

Даже если спичрайтер четко выполняет пожелания оратора, высказанные во время установочного интервью, увидев текст, оратор может изменить свое мнение о том, какой должна быть речь, и предложить другой вариант. «Они смотрят на нее... и только тогда концентрируют внимание на речи. Физические ощущения от того, что они держат текст в руках и читают его своими глазами, приводят к наступлению момента, когда они решают, чего же все-таки хотят» (Ньюнан). К сожалению, спичрайтер должен быть готов к этому и должен уметь понять, принять и воплотить новые требования оратора.

Другая проблема состоит в том, что, если спичрайтер тонко почувствовал и искусно воплотил стиль мысли и речи и другие индивидуальные особенности оратора, заказчик может быть разочарован. «Почему? Потому что это похоже на то, как он говорит сам! Он хотел говорить лучше... На самом деле, он хотел говорить, как кто-то другой, и думал, что ваша задача заключалась в том, чтобы сделать его кем-то другим! Он думает, вы ничего не делали! Он думает, вы просто записали то, что он вам сказал! И поэтому он разочарован» [Ньюнан]. В этом случае можно попробовать переубедить оратора, объяснить ему, например, какую модель речевого имиджа вы хотели воплотить в речи и насколько эта модель соответствует личности оратора, объяснить преимущества естественной речи, когда создается ощущение, что оратор говорит «от себя», без помощи спичрайтеров. Если оратор все-таки настаивает на том, чтобы речь была улучшена, спичрайтеру придется ее переписать.

Если оратор занимает высокий пост, в работу спичрайтера вмешиваются многочисленные помощники руководителя и юристы организации. С этим тоже, к сожалению, нужно смириться. Помощники и юристы считают своим долгом вычеркнуть из текста речи все, что может вызвать проблемы. Пытаясь предотвратить неприятности, они вынуждают спичрайтера отказаться от самых ярких фраз. Лучший способ бороться с необоснованной правкой и не допускать обезличивания речи — заручиться поддержкой руководителя, для которого пишется речь, и при необходимости использовать его авторитет для защиты своей позиции.

Наконец, текст речи готов. Теперь нужно определить, как этот текст будет представлен аудитории: прочтет ли оратор его целиком или воспользуется карточками с основными идеями, цифрами, именами и цитатами. Карточки хороши для опытных ораторов: они дают больше свободы, больше возможности сделать речь естественной.

Если оратор во время выступления хочет иметь перед собой полный текст речи, можно воспользоваться рекомендациями Джеймса Хьюмза:

1) печатать речь не сплошным текстом, а короткими строками, заканчивающимися в том месте, где должна быть пауза (строки не должны заканчиваться на предлогах и союзах, единая логическая группа должна быть целиком на одной строке);

2) тренировать оратора читать речь следующим образом: посмотреть на строку и запомнить ее (можно запомнить сразу несколько строк), поднять глаза на аудиторию и сделать паузу, произнести эту строку, затем снова опустить глаза на текст, чтобы ухватить следующую строку, и т.д. Этому принципу следовали такие известные ораторы, как У. Черчилль, Ф. Рузвельт и Р. Рейган. Главное правило — «никогда не произносите слов, опустив глаза в текст», «вы должны смотреть на слушающих, когда говорите с ними».

Если напечатать начало инаугурационной речи В.В. Путина 7 мая 2000 г. в соответствии с этими рекомендациями, оно будет выглядеть так:

«Уважаемые граждане России!

Дорогие друзья!

Сегодня я обращаюсь к вам.

Именно к вам,

потому что вы доверили мне

высший государственный пост в стране.

Я понимаю, что взял на себя

огромную ответственность.

И знаю —

в России глава государства

всегда был и будет человеком,

который отвечает за все.

За все, что происходит в стране.

Первый Президент России, Борис Николаевич Ельцин,

покидая Кремль

(сегодня он вспомнил об этом),

произнес слова, которые многим запомнились.

Он сказал и сегодня повторил в этом зале:

«Берегите Россию».

Именно в этом

я вижу свою главную президентскую обязанность.

Исполнения этого долга

буду требовать и от своих соратников по работе, по службе.

Я также рассчитываю найти

в этом патриотическом деле

помощь сограждан России.

Всех, кому дорога судьба

нашего Отечества.

Сегодня хочу поблагодарить и моих сторонников —

всех тех, кто проголосовал за меня на выборах.

Вы поддержали

те первые шаги, которые были уже сделаны.

Вы поверили, что вместе

мы сможем изменить нашу жизнь к лучшему.

Я глубоко признателен вам за это.

Но я понимаю, что ваша поддержка —

это только аванс.

Власти в целом

и, разумеется, мне,

вступающему сегодня

в должность Президента страны».