Вопрос 2. Типы рыночных структур.
Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею рыночной стратегии и тактики.
Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. Типология рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка (табл. 3.3).
Таблица 3.3 Признаки отраслевого рынка
Признак | Характеристика |
Численность продавцов и их рыночные доли | При большом количестве продавцов на рынке изменение любым производителем цены не повлечет за собой изменений в рыночном равновесии |
Степень дифференциации продукта | Чем выше степень дифференциации продукта, тем менее конкурентным будет поведение продавцов, рыночная власть больше. И наоборот |
Условия вступления в отрасль и выхода из нее | Чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее посторонним фирмам проникать на отраслевой рынок и тем больше возможностей для действующих фирм реализовать рыночную власть |
Степень контроля производителей над ценами | Чем больший контроль производителей над ценой, тем менее конкурентным является рынок |
Характер и поведение фирм | Нестратегическое поведение не учитывает реакцию конкурентов. Стратегическое поведение обычно присуще рынкам с небольшим количеством фирм |
В современной экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.
Классификация основных видов рыночных структур представлена на рис. 3.16.
В основу выше названной классификации положены следующие признаки:
1) количество фирм в отрасли;
2) контроль отдельной фирмы над ценами;
3) свобода вхождения в отрасль и выхода из нее;
4) характер продукта;
5) характер кривой спроса на продукт фирмы.
На основе данных классификационных признаков будут рассмотрены все четыре указанные модели.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:
1) множеством покупателей и продавцов;
2) высокой мобильностью факторов производства;
3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;
5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.
В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Его подробному анализу в условиях совершенной конкуренции будет посвящена гл. 6.
Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:
1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;
2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;
3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.
Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной конкуренции будут рассмотрены в гл. 7.
В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего изложения закономерностей рыночного механизма это важнейшее положение будет конкретизировано.