Этап интервью.

- Главный принцип спичрайтинга.

- Специфика жанра интервью, его виды.

- Психолингвистические основы подготовительного этапа спичрайтинга.

- Понятие психогеометрического типа личности и ее характеристик. Методика проведения психогеометрического теста клиента.

- Общие рекомендации по подготовке текста и клиента к публичному выступлению на начальном этапе.

Прежде чем писать речь для другого человека, необходимо выяснить, каковы цели самого выступающего, как он видит свои отношения с аудиторией и возможности их развития, что он хотел бы сказать, какие примеры из личного опыта привести. Главный принцип спичрайтинга можно сформулировать так: подлинным автором написанного текста должен быть сам выступающий,спичрайтер лишь излагает на бумаге то, что выступающий сказал бы данной аудитории сам, если бы у него было время на подготовку и специальные навыки. Именно поэтому подготовка речи начинается с интервью с выступающим, а в дальнейшем с ним согласуются черновой и окончательный варианты текста речи.

Такие встречи спичрайтера с клиентом необходимы. Спичрайтеры Б. Ельцина пишут: «Прежде всего, должна быть гарантирована прямая связь спичрайтеров с руководителем. Если ее нет, если вся работа организуется исключительно через посредников, тем более — через многоступенчатую систему посредников, никакой надежды на позитивный результат быть не должно».

Интервью(англ. interviev) представляет собой беседу с интервьюируемым (представителем компании, отдельным человеком, группой лиц), протекающую в режиме интерактивной модели коммуникации, где участники, меняясь ролями, выступают то в качестве источника информации, то ее реципиента, содержание которой представляет общественный интерес, оформлено в виде текста, радиозаписи, телезаписи и предназначено для передачи в СМИ: публикации в прессе, передачи по радио или телевидению. Этот материал может быть построен как ответ на один или несколько вопросов, интересных для общественности. В нем журналист фокусирует внимание на актуальных проблемах современности, а представитель компании предоставляет на них ответы.

Интервью может быть информационным, несущим в себе сообщение о факте, отвечающим при этом на вопросы: кто, что, где, когда.

Интервью может быть аналитическим, содержащим анализ факта, отвечающим при этом на вопросы: почему, каким образом, что это значит и т.д.

Если говорить об интервью, необходимом для подготовки текста последующего выступления, то это интервьюцеленаправленное,обеспечивающее наиболее прямой путь, чтобы определить, получить всю необходимую информацию.

Среди задач, которые решаются в ходе проведения интервью, можно выделить следующие: 1) получение новой (возможно, «эксклюзивной») информации; 2) обсуждение общественно важных проблем; 3) «портретирование» - создание объемного образа самого человека, с которым проводится интервью, в том числе за счет демонстрации его индивидуальных речевых особенностей (идиолекта).

Классической является следующая структура интервью: зачин (представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа) – основная часть – концовка (вывод, обращение к адресату, «прощание» с собеседником). Основная часть представляет собой диалогическое единство, образуемое следующими друг за другом и вытекающими одна из другой репликами.

Кроме интервью, возможно и необходимо использовать и другие источники накопления материала:

1) личный опыт;

2) размышление и наблюдение;

3) чтение.

Таким образом, готовясь к проведению интервью, необходимо сделать следующее:

1. Найти как можно больше материалов, касающихся характера деятельности, успешности, ситуации, в которой находится интервьюируемый в настоящее время (мнение со стороны).

2. Составить впечатление об общей ситуации: находится ли на гребне волны и имеет радужные перспективы или, наоборот, ситуация близка к критической.

3. Составить перечень вопросов, которые будут заданы во время интервью.

4. В начале беседы необходимо четко объяснить интервьюируемому, цель интервью и то, как материал, полученный в ходе беседы для составления текста, будет позиционировать его, и какой имидж будет формировать или продвигать.

5. Необходимо максимально корректно, но настойчиво пояснить инт-му, что от того, насколько он будет откровенен с Вами, Вы сможете максимально выгодно представить его достоинства и скрыть недостатки.

Используется самая простая форма вопросов и ответов, но для того, чтобы разговорить интервьюируемого, необходимо продумать вопросы, вводящие интервьюируемого в какую-либо конкретную ситуацию, предлагающие какой-либо комментарий, содержащие распространенное или, наоборот, индивидуальное мнение о чем-либо.

Важные составляющие успешного интервью – тактичность, точность в формулировании вопросов, чувство стиля, личная симпатия к герою сюжета, личная заинтересованность пишущего на проведении глубинного, направленного на создание положительного имиджа, интервью.

Имиджевое интервью может быть портретным и проблемным. В первом случае освещаются вопросы биографического плана и карьерного роста, во втором – поводом является какая-либо конкретная ситуация.

Прямые контакты с выступающим, в том числе установочное ин­тервью, с которого начинается подготовка речи, дают спичрайтеру возможность изучить и «поймать» стиль речи и мышления этого человека. Спичрайтер Рональда Рейгана Пегги Нунан, описывая свой опыт и давая рекомендации коллегам, не случайно называет первую главу раздела, посвященного подготовке речей для руководителей, так: «Вы должны найти их звучание» («You Have to Find Their Sound»). Обратимся к этой главе: «Вы должны слушать, как люди говорят, какие слова они используют и как они это делают. Вы должны также слушать, как они думают — конкретно и линейно, например, или обобщенно и абстрактно. Некоторые люди думают и говорят логично, последовательно, по пунктам. Другие полагаются на интуицию и делают неожиданные, но часто уместные сравнения, иногда используя интересные образы. Некоторые люди остроумны и готовы смешить, другим это не свойственно или не слишком свойственно... Некоторые люди говорят длинными изящными смысловыми блоками, формулируя идею, играя с ней, задавая вопрос, стоит ли ее обсуждать, решая, что стоит, и исследуя ее. Другие люди говорят краткими сгустками информации, после которых следует молчание» [31].

Итак, спичрайтеру необходимо научиться думать и говорить так, как это делает тот человек, для которого он готовит речь. Сделать это можно, принимая в качестве основного психолингвистический подход к искусству спич­райтинга(именно так говорит об этой специфике работы спичрайтера в современных PR-коммуникациях Л. Сандлер, автор практически одноименной работы «Психологический подход к искусству спич­райтинга в современных PR-коммуникациях»), т. е., по мнению автора данной работы, для того, чтобы коммуникация выступающего была успешной, спичрайтеру необходимо выполнить ряд условий и учесть все особенности личности выступающего, в первую очередь, – языковые. Перед тем как пи­сать текст выступления, нужно «услышать» в своем воображении голос конкретного оратора представить себя на его месте в заданных обсто­ятельствах. В дальнейшем полезно попросить оратора прочитать вслух написанный текст, чтобы понять, насколько точно он соответствует ин­дивидуальному стилю этого человека.

При подготовке речи для человека, которого спичрайтер знает мало, необходимо как можно больше узнать о его манере говорить. Это мож­но сделать, просмотрев и/или прослушав записи прежних выступлений или хотя бы прослушав запись его интервью со спичрайтером, в котором определялась тема выступления и ее трактовка оратором. При анализе записей следует определить основные характеристики индивидуального стиля оратора. К ним относятся языковые особенности речи оратора и его особая манера общения с аудиторией. Необходимо не только выявить языковые и речевые особенности стиля оратора, но и установить их типичность, что можно сделать, применив статистические методы анализа.

В первую очередь, необходимо провести семантический анализ и оценить словарь оратора.Объем и состав словарного запаса у каждого человека свой. Знание специальной лексики, использование стилистически окрашенных слов, склонность к употреблению сленга и т.д. могут рассматриваться как признаки индивидуального стиля оратора.

При анализе синтаксического строения речи необходимо обратить внимание на характер словосочетаний и определить степень идиоматичности речи оратора: предпочитает ли оратор использовать клишированнные словосочетания или яркие фразеологические единицы, пословицы и поговорки. Возможно, он склонен к употреблению экспрессивной лексики, которая придает его речи выразительность.

Следует обратить внимание на прагматические особенности речи, т. е. установить наиболее частотные коммуникативные типы предложений, привычную ритмическую организацию высказывания, что наиболее характерно для оратора: короткие фразы, создающие отрывистый ритм, или длинные периоды, плавный, монотонный ритм. Как он формулирует свою мысль: четко и конкретно или многословно, витиевато. Какова манера общения: резкая и, возможно, даже агрессивная или мягкая, дружелюбная. Как оратор ведет себя на публике: «вещает», даже если аудитория небольшая, или как бы беседует со слушающими его людьми. Кто-то во всех ситуациях говорит спокойно и деловито, кто-то легко возбуждается, и его речь приобретает излишнюю экспрессивность.

Это значит, что перед написанием речи необходимо проанализировать следующие его качества:

1. Надо оценить его уровень владения профессиональной терминологией(имеется в виду, сможет ли он правильно произнести важные ключевые слова, понимая их значения). Для получения положитель­ного результата рекомендуется составить небольшой словарик-справочник с объяснением основных понятий и терминов.

2. Позволяет ли его дикцияупотребить в речи сложные слова (если ответ отрицательный, Вы должны подобрать удобные для произношения слова и словосочетания). Кстати, это не помешает в любом случае, так как Вам надо ориентироваться на звучащую, а не на письменную речь.

3. Как дышитваш начальник? Это не праздный вопрос, а насущная характеристика его будущего успешного выступления. В случае если он страдает одышкой, фразы в речи стоит сделать короткими, энергичными, чтобы он не задыхался, пытаясь договорить их до конца, или не разрывал предложение многочисленными «доборами» воздуха. Если же такого недо­статка нет, можно ввести в текст сложноподчиненные предложения, но не более чем с одним придаточным. Необходимо убрать причастные и деепричастные обороты и убедить оратора вообще про них забыть, иначе ошибок не избежать (вспомните знаменитую миниатюру про горе-корреспондента и кроликов с «легко усваиваемым диетическим мясом»).

4. Необходимо скорректировать динамику речи спикера: тембр, громкостьего голоса, репетировать интонацию, с которой нужно произнести определенную фразу, изменять скоростьречи в зависимости от важности или сложности сообщаемой информации. Неотъемлемым элементом устной речи являются паузы,которые необходимо делать в самых значимых местах выступления. Это позволит сделать речь более комфортной и для произнесения, и для восприятия. Самое важное качество речи – ее ло­гическая правильность, ясность, которая достигается за счет правильно расставленных смысловых акцентов (и их желательно подчеркнуть вместе со спикером!).

5. Также, кроме языковых особенностей, необходимо изучить особенности психогеометрических[1]характеристик личности выступающего (см. Приложение 1). Так, если господин начальник – «треугольник»или «зигзаг»на стадии подъема, его речь будет звучать уверенно и энергично, и вам придется скорее сдерживать, а не стимулировать его экспрессию. Если же оратор «круг»или «прямоугольник»,в его выступлении придется ожидать неуверенности, сомнений, замешательства. С ним придется повторить речь несколько раз, в разных темпах и с различной громкостью. А что же ожидает Вас в том случае, когда вы имеете дело с «квадратом»? Опасайтесь многословия, однообразных повторений, которые могут свести все Ваши усилия к нулю. Главное во всех случаях – это хорошая подготовка и минимум импровизаций, ведь чувство свободы и уверенности могут отказать оратору в любой момент, а уж о чувстве юмора и говорить не приходится. Придумать хорошую шутку, подходящую к ситуации, чрезвычайно сложно, но тем ценнее будет Ваша находка.

6. При подготовке клиента к публичному выступлению нельзя забывать про жесты, мимику и позувыступающего на сцене или на трибуне.

Необходимо помнить главные рекомендации по владению «языком тела». Обучение этому искусству давно распространено в странах Европы и Америки и является «обязательным предметом» на тренингах различных уровней.

Поза: следите за ногами! Их нельзя скрещивать, если оратор стоит на сцене; находясь за трибуной, нельзя на неё опираться локтями, нависая, как птеродактиль, над залом. Поль Л. Сопер рекомендует следующую правильную позу: «Ноги расставлены на 5-6 дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; шея и голова несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания» [70]. Следует стоять свободно, держа листок (не листки!) с речью ближе к верхнему краю подставки, чтобы голова не была опущена. Локти при этом не надо широко раздвигать, а рекомендуется одной рукой придерживать текст, чтобы он не улетел, а другую руку освободить для жестикуляции.

Жестыиграют особую роль, т. к., во-первых, в значительной степени человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний, в сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание; во-вторых, жест выступает физическим выражением творческих усилий оратора (вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет осадок предубеждения и недоверия); в-третьих, жест помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Руки выполняют функцию баланса в процессе речи, как при ходьбе. Главное: их соответствие моменту! Разрешаются жесты, подчеркивающие самые важные части речи, при этом они должны нести позитивную семантику. Ладонь не должна быть повернута горизонтально – это жест авторитарный.

Нельзя держать ее ребром – это жест категоричный. Ладонь должна быть повернутой к публике и слегка развернута в сторону – это жест открытости, доверия и дружелюбности. Забудьте про «указующий перст» – Вам этого не простят! Жесты могут быть: выразительными, указующими и описательными. При жестикуляции надо пользоваться следующими правилами:

а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию. Как только вы овладели жестом, необходимо посвятить некоторое время упражнениям по его технической отделке. В общем, во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.

Неконтролируемые жесты выглядят смешно, нелепо, а иногда и неприлично, например, почесывания в самых разных местах, постукивание авторучкой или ладонью по столу, трибуне. Если речь произносится в микрофон, то нельзя вертеть головой или наклоняться к нему слишком низко, так как это может вызвать неровность звучания, фонирование и другие проблемы.

Мимика:равнодушная маска может испортить имидж любого, самого успешного деятеля, поэтому убедите своего начальника улыбаться, показывать свою заинтересованность, демократичность, открытость. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, но аудитория не должна об этом знать.

Важно, куда смотрит выступающий. Нередко он поднимает глаза к потолку, рассматривает свои руки, посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.

Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители, которые в первую очередь оценивают внешний вид выступающего.

Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал: «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон): грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой».

При написании самого текста речи, в первую очередь, необходимо обратить внимание на композицию речи и правильное распределение материала по всему тексту.

Вот некоторые общие рекомендации спичрайтеру по подготовке хорошего выступления:

1. Краткость. Длинные выступления (от 30 до 60 минут) ушли в прошлое. Динамичность настоящего диктует свои критерии. Теперь даже на серьезных научных конференциях или на бизнес-встречах с участием крупнейших представителей делового мира ораторы должны «уложиться» в регламент 15-20 минут. Краткость достигается за счет того, что принято говорить на одну тему, без многочисленных цитат, сносок, приводя в подтверждение высказанному тезису только сильные аргументы.

"Сильной стороной Рональда Рейгана как коммуникатора была не возможность выдавать информацию, но способность построить эффективное сообщение в нескольких словах ("Задайте себе один вопрос, стало ли вам лучше сегодня, чем четыре года назад?") и представлять вопросы в рамках набора ценностей, которые соответствуют видению Америки многими людьми. Именно поэтому большинство американцев игнорировали жалобы прессы, что Рейган не может излагать факты" [31, с. 199].

Кстати, одно время Рейган работал спортивным комментатором, возможно, именно тогда он научился говорить просто, но емко. А его подключение к ценностям, которые носят общий характер, является, наверняка, научной подсказкой. С Рейганом работал исследователь общественного мнения Р. Верслин, который как раз и отслеживал те глубинные процессы, которые стоят за выбором, предопределяя его. Как пишет газета "День" (1996, 27 нояб.), в среднем американский правительственный чиновник употребляет только полтора процента редко встречающихся слов, в то время как у Джорджа Буша этот показатель достиг четырех процентов.

В России бытует анекдот о том, как лидер отчитал помощников за длинный доклад, но, как выяснилось, он просто читал дополнительно и второй экземпляр.

У американцев также есть история по поводу необходимости краткости речей. Их президент Уильям Генри Гэррисон на своей инаугурации произнес речь в шесть тысяч слов, которая длилась два часа. Все изнемогали от пронизывающего ветра, который сопровождал эту процедуру. В результате через месяц сам он умер от воспаления легких. Поэтому Фрейзер Зейтель включает требование — вовремя остановиться — в число своих 10 правил правильного выступления:

1. Соберитесь (прежде чем говорить, ответьте на четыре вопроса — кому вы будете говорить, что говорить, где и когда).

2. Держитесь темы (какова ваша главная идея, что вы хотите доказать).

3. Будьте логичны (не перебегайте случайным образом с темы на тему).

4. Запишите (перед вами на всякий случай должен быть текст).

5. Говорите, а не читайте (потренируйтесь в говорении, поскольку чтение подразумевает неподготовленность).

6. Предполагайте возражения (следует заранее подумать и учесть возможную критику сказанного).

7. Будьте понятны (говорите конкретно и ясно, чтобы люди могли вас понять).

8. Разумно используйте графику (она должна только поддерживать, но не заслонять собой выступление).

9. Будьте убедительны (следует быть интересным, чтобы доказать значимость произносимого для организации).

10. Вовремя остановитесь.

Характеристикой, очень ценимой населением, является искренность. Политик должен выглядеть и говорить так, чтобы мы ему верили. Такой силой воздействия обладали слова Б. Ельцина, когда он прощался с тремя жертвами путча 1991 г. Подкупающе искренне умел общаться с публикой Александр Керенский: «Говорят, что и в старости глава последнего Временного правительства с гордостью вспоминал о том, как завороженно слушали его многотысячные митингующие толпы, заполнявшие площади российских городов. При этом речи его были чистыми импровизациями, подкупающими своей искренностью. Недоброжелатели же называли их речами-истериками. Именно такой политик — политик-оратор — был необходим в первые недели после февральской революции, когда одной из популярнейших форм политической жизни стали митинг и митинг-концерт, в котором чередовались выступления политиков и актеров, министров и музыкантов. И "народный министр" был действительно "звездой" — люди шли "на Керенского". А он буквально кожей чувствовал настроение аудитории, "заражался" и "заряжался" им, — и умело найденными словами усиливал это настроение массы» ("Зеркало недели", 1995, 4 марта).