Инвентаризация материальных ценностей

Инвентаризация основных средств и нематериальных ак­тивов производится в общеустановленном порядке.

Цель инвентаризации: проверка достоверности данных бухгалтерского учета, отчетности и фактического наличия ценностей.

Инвентаризация проводится:

— при передаче имущества банка в аренду, в случае выкупа, продажи — инвентаризуются передаваемые, выку­паемые, продаваемые материальные ценности;

— в случае преобразования банка в акционерное обще­ство;

— перед составлением годового отчета банка, (инвентари­зация может проводиться по состоянию на 1 ноября, или 1 декабря, или другие, более близкие к 1 января даты);

— при смене должностных лиц, ответственных за сохран­ность материальных ценностей (инвентаризация проводится на день приема-передачи ценностей);

— при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;

— в случае пожара или стихийных бедствий;

— в случае реорганизации или ликвидации банка;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по решению руководящих органов банка и его руководства.

При инвентаризации проверяется фактическое наличие ценностей, правильность их хранения, ведения складского учета, выявляются излишние неиспользуемые, ненужные банку материальные ценности.

Инвентаризация материальных ценностей проводится ко­миссией (комиссиями), назначаемой приказом по банку.

Результаты инвентаризации оформляются актами, под­писываемыми всеми членами комиссии и лицами, ответствен­ными за сохранность ценностей.

Акты инвентаризации и результаты их сличения с данны­ми бухгалтерского учета рассматриваются руководством бан­ка, при необходимости — на Правлении (Совете) банка, мо­гут докладываться на собраниях акционеров (учредителей) банка.

Не допускается проведение инвентаризации ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии.

В процессе проведения инвентаризации лицо, ответствен­ное за хранение ценностей, обязано:

1. Производить операции по приему и отпуску материаль­ных ценностей в соответствии с распоряжениями председа­теля инвентаризационной комиссии.

2. Присутствовать (безотлучно) при проводимых инвента­ризационной комиссией осмотрах и проверке материальных ценностей.

3. Давать инвентаризационной комиссии все требуемые сведения и объяснения по вопросам хранения материальных ценностей, а также по расхождениям с данными складского и бухгалтерского учета.

4. Обязательно скреплять своей подписью все ведомости и акты инвентаризации.

Наряду с проверкой фактического наличия материальных ценностей задачей инвентаризационной комиссии является установление материальных ценностей, пришедших в негод­ность и подлежащих списанию, а также излишних и неис­пользуемых, подлежащих передаче или реализации.

Никаких помарок и подчисток в описях не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами ко­миссии и материально ответственным лицом.

В случае обнаружения расхождений между фактическим наличием и учетными данными немедленно производится перепроверка наличия ценностей, по которым получились расхождения.

Описи, в том числе каждая страница, подписываются комиссией и материально ответственным лицом, который делает в конце описи расписку следующего содержания: "Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуральной форме в моем присутствии и внесены в опись правильно. Претензий к ин­вентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечислен­ные в описи, находятся на моем ответственном хранении".

По всем недостачам, излишкам, порчам и другим поте­рям товарно-материальных ценностей инвентаризационной комиссией должны быть получены письменные объяснения от соответствующих материально ответственных лиц и прило­жены к описям.

Председатель инвентаризационной комиссии несет ответ­ственность:

— за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказами;

— за полноту и точность внесения в описи данных о фак­тических остатках проверяемых средств и товарно-матери­альных ценностей;

— за правильность указания в описи отличительных при­знаков объектов основных средств и их составных частей (тип, марка, заводской номер и т. д.) и товарно-материальных цен­ностей (тип, сорт, марка, размер, артикул и т. д.);

— за правильность и своевременность оформления мате­риалов инвентаризации в соответствии с установленным по­рядком.

Члены инвентаризационных комиссий за внесение в опи­си непроверенных или заведомо неправильных данных под­лежат привлечению к ответственности в установленном за­коном порядке.

Материальные ценности, оказавшиеся в излишке, при­ходуются по соответствующим счетам с отнесением сумм в доходы банка. При этом выясняются причины их возникнове­ния.

Недостачи материальных ценностей, а также выявлен­ные при инвентаризации испорченные ценности относятся на виновных лиц, и причиненный банку ущерб возмещается в установленном порядке. Недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли относятся на расхо­ды банка.

При проведении инвентаризации комиссия (комиссии) ру­ководствуется также действующим законодательством по этому вопросу.