Порядок осуществления расчетных операций по счетам клиентов

Для проведения расчетов банки открывают своим клиен­там расчетные, бюджетные и текущие счета.

Расчетные счета открываются для юридических лиц раз­личных форм собственности, имеющих самостоятельный ба­ланс и занимающихся предпринимательской деятельностью.

Бюджетные счета открываются организациями и учреж­дениями, которым для ведения деятельности выделяются средства из республиканского и местных бюджетов.

Текущие счета открываются организациям и учреждени­ям (религиозные, общественные), не занимающимся пред­принимательской деятельностью, а также текущими явля­ются счета в иностранной валюте.

Валютные счета открываются всем юридическим лицам для выполнения расчетов по экспортно-импортным операциям.

Для открытия счета в банк предъявляются следующие документы:

— заявление установленной формы;

— нотариально заверенные копии учредительных доку­ментов;

— справка из налогового органа о постановке на учет;

— письмо территориального органа государственной ста­тистики с присвоенными кодами организации;

— карточка с образцами подписей и оттиском печати;

— выписка из приказа о назначении главного бухгалтера.

Для открытия счетов нерезидентам Российской Федера­ции дополнительно представляются выписки из торгового или банковского реестра, определяющие юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения, копия разрешения национального иност­ранного банка. Все документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены и легализованы (заре­гистрированы) в посольстве Российской Федерации либо в посольстве иностранного государства.

Ответственный работник бухгалтерии кредитной органи­зации проверяет правильность оформления и полноту пред­ставления документов и передают их юристу для проверки законности и достоверности представленных документов.

Счет открывается при наличии на заявлении клиента раз­решительной надписи Председателя Правления или его за­местителя и главного бухгалтера кредитной организации. За открытие и ведение счета кредитная организация может взи­мать определенную плату. Клиент заполняет заявление на взнос наличными и вносит требуемую сумму в кассу банка. Документы по оформлению счета хранятся в бухгалтерии, в сейфе в порядке возрастания номеров. Карточки с образца­ми подписей и оттиска печати хранятся в специальной карто­теке у операциониста. Клиенту сообщается номер счета и операциониста, с которым будет работать клиент.

Открытый счет и все реквизиты по каждому клиенту за­носятся в журнал регистрации открытых счетов. Обязатель­ными реквизитами журнала являются:

— номер счета;

— наименование и адрес клиента;

— дата открытия счета.

Журнал является документом строгой отчетности, он должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печа­тью и храниться у главного бухгалтера или его заместите­ля в сейфе.

Об открытии счёта главный бухгалтер в банке на подлин­ном экземпляре устава делает отметку с указанием номера счета и заверяет его гербовой печатью. Клиенту выдается справка для налоговой инспекции об открытии расчетного счета.

Например: открыт счет коммерческому предприятию, на­ходящемуся в федеральной собственности. Номера счетов включают в себя:

— балансовый счет второго порядка — 40502 (5 знаков);

— код валюты: доллар США — 840 (3 знака), российский рубль — 810 (3 знака);

— защитный ключ К — (0) (1 знак);

— номер филиала (отделения) — 0021 (4 знака);

— порядковый номер лицевого счета —0000128 (7 знаков);

— номер лицевого счета 40502 840 К 0021 0000128.

Владелец счета обязан соблюдать законодательство и пра­вила Центрального банка России по расчетным операциям. Оплата документов происходит в пределах имеющегося ос­татка денежных средств на расчетном счете в календарной очередности.

Списание денежных средств осуществляется кредитной организацией на основании распоряжения клиента.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда. При наличии на расчетных счетах клиентов денежных средств списание осуществляется в порядке поступления докумен­тов на списание.

При недостаточности денежных средств на счете: — в первую очередь осуществляется списание по испол­нительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здо­ровью, а также требований о взыскании алиментов;

— во вторую очередь производится списание по испол­нительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате вы­ходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

— в третью очередь производится списание по платеж­ным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Фе­дерации, Фонд социального страхования Российской Феде­рации и фонды обязательного медицинского страхования;

— в четвертую очередь производится списание по пла­тежным документам, предусматривающим платежи в бюд­жет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не пре­дусмотрены в третьей очереди;

— в пятую очередь производится списание по исполни­тельным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

— в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств, со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной оче­редности поступления, документов.

Выдача денежных средств на неотложные нужды не про­изводится.

При предоставлении в кредитную организацию платеж­ных документов по перечислению средств в правой сторо­не, в специально отведенных графах, клиенты проставля­ют очередность платежей в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом Российской Федера­ции (ст. 855).

Для учета открытых расчетных, текущих и бюджетных счетов клиентам в Плане счетов бухгалтерского учета кредитных организаций предусмотрены пассивные счета с 401 по 408. Счета открываются предприятиям и организациям различной организационно-правовой структуры и различных форм собственности.

Сальдо кредитовое — отражает сумму остатка денежных средств на счете.

Оборот по дебету — списание средств по распоряжениям клиента.

Оборот по кредиту — суммы зачисленные, поступившие в адрес клиента, ссуды полученные, начисленные банком проценты на остатки по счету.

Для зачисления и списания денежных средств банк со­ставляет ежедневно выписки по лицевым счетам клиентов.

Выписки содержат следующие показатели:

• номер счета;

• дату — период, за который представляется выписка;

• остаток средств на начало дня;

• номер документа, корреспондентский счет банка;

• зачислено клиенту (по кредиту);

• списано с расчетного счета (по дебету);

• итоги оборотов по дебету и кредиту;

• остаток на конец дня и другие реквизиты. Операции, связанные с движением денежных средств, отражаются в бухгалтерском ttp://usr.