Тема 3. Этапы подготовки публичного выступления

- Основы деятельности спичрайтера.

- 10 шагов написания хорошей речи.

- Схема подготовки к выступлению Н.Н. Кохтева.

- Общая технологическая цепочка подготовки публичного выступления.

- Этапы подготовки к выступлению по Х. Леммерману.

- Технология спичрайтинга отечественных спичрайтеров-практиков.

- Аппарат спичрайтинга.

- Работа спичрайтера над речевым имиджем оратора.

Деятельность PR базируется на основах теории коммуникации, в частности в деятельности спичрайтера с абсолютной точностью прослеживаются этапы осуществления коммуникативного процесса:

1) зарождение идеи, которая станет предметом обмена. Причина неудачи на этом этапе – отправителем недостаточно ясно сформулированы концепция, замысел сообщения;

2) кодирование идеи с помощью символов, слов, интонаций, жестов, мимики и выбор канала;

3) передача закодированной идеи;

4) декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя.

Работа спичрайтера над текстом начинается задолго до предполагаемого выступления: он беседует с клиентом, пишет несколько вариантов речей, проговаривает вслух, чтобы понять, удобно ли это для произношения, хватит ли дыхания. Затем читает написанное кому-нибудь, чтобы тот подметил, все ли нормально, не режут ли слух отдельные фразы. Потом приезжает к клиенту, чтобы тот сделал правку «под себя», ведь это должен быть максимально удобный текст, написанный в собственной манере докладчика. Это делается для того чтобы выступающий чувствовал себя «в своей тарелке», чтобы слушатели приняли доклад как его собственную речь. Последний этап работы – спичрайтер помогает отрепетировать речь. Темп, паузы, интонация, акценты, жесты, взгляд – важно все.

Сложность работы спичрайтера состоит в том, что при подготовке речи он должен ориентироваться не только на выступающего, но и на слушателей. Если понять, как разговаривает клиент и чего он хочет можно при личной встрече, то исследовать предполагаемую аудиторию очень тяжело. Это могут быть только женщины или только мужчины, старые или молодые, хорошо знающие докладчика или нет. Они могут недолюбливать выступающего или быть в плохом настроении. Могут быть плохо осведомлены о специфике затронутой в докладе темы или, наоборот, прекрасно в ней разбираться. Можно ожидать чего угодно, но опытный спичрайтер не полагается на авось, надеясь, что аудитория будет внимательная, уважительная, осведомленная и благоприятно расположенная, а постарается заранее изучить ее особенности.

Для написания хорошей речи американские специалисты по PR Мэри Аронсон и Дон Спитнер предлагают осуществить следующие десять шагов:

1) начните работу с расспросов самого докладчика;

2) узнайте о месте произнесения речи, составе аудитории;

3) сфокусируйте внимание на отдельной теме;

4) получите одобрение темы и общего плана перед тем, как начать писать речь;

5) пишите для человеческого голоса;

6) думайте о том, как порадовать аудиторию, а не выступающего;

7) держите в голове любую критическую полемику вокруг личности выступающего;

8) помните о важности повторений;

9) послушайте чтение речи;

10) подумайте о том, как распространить речь, чтобы с ней познакомилось как можно большее число людей [22].

При подготовке к публичному выступлению необходимо помнить, что всех людей можно разделить на две основные группы: импровизаторы -люди, для которых достаточно собрать необходимую информацию и подготовить несколько основных тезисов, а все остальное сделает сам выступающий в силу своей природной общительности и готовности к публичным выступлениям; педанты - люди, для которых публичные выступления являются серьезным испытанием в силу недостаточной практики и природной замкнутости. Для таких людей подготовка к публичным выступлениям обязательно должна включать два этапа:

• написание речи (более развернутое, очень подробное, но не дословное, чтобы не превратить выступление в зачитывание речи);

• прогонка речи (подготовка к выступлению, репетиция). Большинство великих ораторов не раз репетировали свои речи либо перед зеркалом, либо в кругу родных и знакомых.

Многие из тех, кто пишет в помощь руководителям, топ-менеджерам и др., в том числе Е.Е. Корнилова в работе «Искусство публичных выступлений» (2007), ссылаются на схему подготовки к выступлению, которую предлагает Н.Н. Кохтев:

1) определение темы, цели, название выступления с учетом слушателей и обстановки;

2) составление предварительного (рабочего) плана;

3) подбор теоретического и практического материала (беглый просмотр, выборочное и / или углубленное чтение, дословные выписки, составление конспектов и т. д.);

4) составление окончательного плана;

5) работа над текстом речи;

6) репетиция (особое внимание следует обращать на технику произношения, мимику, жесты);

7) произнесение речи (чтение, воспроизведение по памяти, экспромт);

8) ответы на вопросы;

9) ведение дискуссии;

10) анализ речи [24].

Общая технологическая цепочкаподготовки публичного выступления опирается на систему, сложившуюся в классической риторике:

- инвенция (лат. изобретение) — создание речи,

- диспозиция (лат. расположение) — построение речи,

- элокуция (лат. выражение, украшение) — языковое оформление речи,

- мемориа (лат. память) — запоминание речи,

- акцио (лат. действие) — произнесение речи, и выглядит следующим образом: