СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
Педагогический процесс обучения двигательным действиям условно подразделяют на 3 этапа:
1 — этап начального обучения двигательному действию
2 — этап углубленного разучивания
3 — этап закрепления и совершенствования двигательного навыка.
Целостный процесс обучения разделяют на этапы для облегчения понимания и усвоения сложной структуры обучения двигательным действиям. Условное деление на этапы позволяет более четко сформулировать основные дидактические задачи на разных стадиях формирования двигательного навыка и систематизировать способы и методы этих задач. Для этапа начального обучения характерным является постановка двигательной задачи и помощь гимнасту в отыскании эффективных путей ее решения, что должно выразиться в составлении программы действий. В результате осмысления гимнаст выполняет двигательное действие в его основном варианте. Предварительное ознакомление с новым вариантом осуществляется путем показа упражнения и краткого объяснения основ техники, которое целесообразно дополнять демонстрацией наглядных пособий. После этого ученику обычно предлагают попробовать выполнить упражнение. Показ, объяснение и практическое опробование должны умело сочетаться, дополняя друг друга, способствовать формированию представления о двигательном действии. Показ упражнения дает представление о пространственно-временных параметрах движения. Объяснение основ техники упражнения, дополняя зрительную информацию, должно быть направлено прежде всего на раскрытие внутренней структуры упражнения, на характеристику динамики мышечных усилий в процессе его выполнения. Объяснение должно быть образным, кратким, без излишней детализации. Первые пробные попытки выполнить упражнение играют большую роль в освоении двигательного действия. Гимнаст получает первые двигательные ощущения, и важно, чтобы между этими ощущениями и образованиями раннее с помощью показа и рассказа представлениями не было больших рассогласований. Первые пробные попытки выполнить упражнение позволяют судить о том, как ученик понял двигательную задачу. В зависимости от этого преподаватель намечает дальнейший путь обучения. При разучивании несложных упражнений начальный этап обучения может заканчиваться уже после первых попыток, если конечно они окажутся удачными. При обучении сложным двигательным действиям удачные попытки появляются не сразу, и все трудности этого этапа обучения остаются еще впереди. После предварительного ознакомления с упражнением преподаватель должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего уточнения представления о технике двигательного действия. Он должен решить: продолжить ли изучение целостным методом или перейти на расчлененный метод, определить какие методические приемы целесообразно применять и как лучше их сочетать. На этой стадии процесс обучения требует максимальной индивидуализации. На начальном этапе обучения необходимо уметь своевременно предупреждать и устранять ошибки. Типичные ошибки можно предупредить с помощью различных предметных заданий, создающих условия, которые определенным образом ограничивают действие гимнаста, и заставляют его выполнять упражнения в заданных пространственно-временных рамках. (В прыжках через коня толчком о дальнюю часть, необходимо мелом начертить линию или на тело коня положить какой-либо предмет. Гимнаст не должен наступить руками ни на линию, ни на предмет.). Нетипичные ошибки должны исправляться последовательно. Начинать надо с устранения наиболее существенных причин, вызывающих ошибки. Не следует исправлять сразу несколько ошибок. Это ведет к рассосредоточению внимания. Однако нельзя допускать многократного повторения одной и той же ошибки. Это может привести к искаженному представлению о технике двигательного действия. Начальный этап обучения следует осуществлять в относительно постоянных условиях. На этом этапе надо строго дозировать повторение упражнения. При разучивании нового, упражнения гимнасты быстро утомляются. В связи с этим следует избегать длительного повторения разучиваемого упражнения в одном занятии. Если упражнение не сложно, но в одном подходе к снаряду рационально будет повторить его два-три раза подряд, причем с интервалом отдыха между подходами, при которых гимнаст может в достаточной мере восстановить силы и обдумать выполненное действие. В начале обучения новое упражнение следует чаще включать в занятия.
По мере становления и упрочения представлений о технике двигательного действия переходят ко второму этапу обучения — этапу углубленного разучивания. На этом этапе создаются условия для уточнения деталей техники двигательного действия. Важно приступить к этому своевременно. Слишком раннее внесение коррективов в сложившуюся, но еще не успевшую закрепиться систему двигательных рефлексов может привести к потере правильного представления о технической основе двигательного действия. Запоздалое уточнение деталей упражнения может так же существенно повлиять на ход становления двигательного навыка. Позднее внесение поправок зачастую является не уточнением представлений, а переделкой уже сложившегося и успевшего закрепиться двигательного динамического стереотипа. При уточнении техники изучаемого элемента нецелесообразно сосредотачивать внимание гимнаста одновременно более чем на двух гимнастических деталях. Не следует также форсировать исправление ошибок, особенно закрепленных. Длительное сосредоточение внимания и сил гимнаста на одной ошибке ведет как правило к напрасной трате времени и может породить неверие в свои силы. На этапе углубленного разучивания ведущим методом становится метод целостного обучения с избирательным вычленением деталей. На фоне целостного выполнения двигательного действия, внимание гимнаста избирательно концентрируется на определенных звеньях двигательного действия. Для концентрации внимания гимнаста (особенно начинающего) на той или иной детали упражнения не всегда бывает достаточно словесных указаний. Иногда требуется создавать условия, вынуждающие занимающихся сосредоточить внимание на уточняемой детали. Ведущая роль метода целостного упражнения на этом этапе не исключает однако возможности и целесообразности применения метода разучивания по частям. К нему обычно возвращается, когда необходимо внести в отдельные части упражнения существенные коррективы. На этом этапе обучения применение методических приемов, которые имели место на первом этапе становится все более эпизодическим. Уточнение деталей делается более эффективным, если обеспечить гимнастов срочной информацией о выполняемом упражнении. На этом этапе тонкая диффиринцеровка движений требует многократного повторения упражнения. Поэтому количество повторений изучаемого упражнения в одном занятии необходимо увеличить. Наличие школы движений и гимнастического стиля существенно влияет на длительность второго этапа обучения. Недостатки в том и другом заметно отодвигают завершение этой стадии обучения. Заканчивается второй этап обучения первичной «постановки» двигательного навыка, правильным и самостоятельным выполнением движения. При этом возможны еще неточности в отдельных деталях выполнения упражнения. Закончив второй этап обучения первичной «постановкой» навыка, переходим к завершающему этапу обучения — этапу закрепления и совершенствования двигательного навыка. Однако резкого и определенно выраженного перехода от второго этапа обучения к завершающему не существует. В основном применяются те же методы и методические приемы обучения, только удельный вес их меняется. Основными задачами на этапе закрепления и совершенствования двигательного навыка является: 1) достижение высокой прочности, стабильности исполнения (умение многократно выполнять упражнение без ошибки в рамках допустимых отклонений); 2) совершенствование деталей техники, придающих движениям индивидуальное своеобразие, выразительность, непринужденность.
return false">ссылка скрытаДостижение высокой прочности и стабильности исполнения изучаемого упражнения достигается в результате целостного и самостоятельного упражнения как в стандартных, так и в изменяющихся условиях, близких к соревновательным. В этом случае роль сбивающих факторов сводится к минимуму, что позволяет гимнасту уверенно выполнять освоенное упражнение в различных условиях: на занятиях, соревнованиях, показательных выступлениях. Степень овладения движением при этом доводится до автоматизма. При решении этой задачи необходимо уделить внимание выработке у гимнастов способности уверенно выполнить двигательное действие на фоне утомления. Для этого следует включать изучаемый элемент в конец различных по длительности учебных комбинаций. Для гимнаста важно, чтобы он мог уверенно выполнять упражнение, находясь в повышенном эмоциональном состоянии. Этому способствует применение в тренировочном процессе метода моделирования соревновательных условий. В результате такого последовательного решения задач обучения упражнение выполняется технически правильно, стабильно и перестает быть новым. Такой уровень владения движением можно считать завершением процесса обучения. В дальнейшем данное упражнение можно неограниченно долго совершенствовать и развивать включая его в различные связки и соединения. Предел же совершенствования и развития двигательного навыка в гимнастике в значительной мере определяется уровнем физической подготовки гимнастов. При недостаточном развитии необходимых двигательных качеств, техника выполнения упражнения может стабилизироваться, не достигнув желаемого уровня. Следовательно процесс обучения гимнастическим упражнениям необходимо осуществлять в тесной связи с физической подготовкой спортсмена.