РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
При обучении бесчисленному множеству самых разнообразных упражнений в гимнастике широко используются основные дидактические принципы обучения. К ним относятся принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и прочности.
1. Принцип сознательности и активности. Известно, что успешно можно учиться лишь тогда, когда понимаешь смысл и значение тех действий, которыми должен овладеть и активно участвовать в процессе обучения. Понимание смысла и содержания выполняемых элементов и упражнений, понимание значения приобретенных двигательных умений и навыков играет большую роль в подготовке гимнастов. В ходе обучения у гимнастов необходимо формировать идейные мотивы учебной деятельности (выполнение разряда, участие в соревнованиях и т. д.). Необходимо также установить перспективу для занимающегося. Для успешного освоения упражнений нужна творческая активность гимнастов — как проявление сознательности в процессе обучения. Гимнасты должны анализировать свои действия, участвовать в обсуждении техники элементов, оказывать страховку и помощь своим товарищам, не ждать, когда преподаватель заставит гимнаста сделать подход к снаряду, а сделать его в порядке очереди с полной отдачей сил.
2. Принцип наглядности. Осуществить принцип наглядности в гимнастике — значит создать яркий образ изучаемого движения. Эта задача решается путем показа, образного рассказа, применения наглядных пособий. Наглядность предусматривает не только показ упражнений, но умелое их объяснение. Наглядность повышает интерес учащихся к изучаемому материалу, облегчает процесс освоения упражнений, способствует прочному закреплению двигательных навыков. При объяснении нового движения важно сравнивать его с уже изученным, и находить в них сходные детали, с целью использования их в новом упражнении. Объясняя упражнение, следует в первую очередь обратить внимание на основные детали, в том числе и на те, которые нельзя увидеть, а можно только прочувствовать. В результате объяснения и показа у гимнаста должен сложиться образ Движения, которое предстоит освоить.
3. Принцип доступности и индивидуализации. Данный принцип требует, чтобы перед учениками ставились посильные задачи. В противном случае они станут для них неинтересными. Однако этот принцип не исключает приучения гимнастов к преодолению трудности в изучении новых элементов, более трудных по сравнению с уже изученными. Принцип доступности тесно связан с дидактическими правилами, которые говорят о том, что в обучении необходимо следовать от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Комбинации у гимнастов состоят из различных упражнений: одни из них трудны по координации, по мышечным усилиям и по степени рискованности, другие требуют очень больших мышечных усилий, но не
связаны с риском, третьи рискованны, сложны по координации, но не требуют больших мышечных усилий. В связи с тем, что каждый гимнаст обладает индивидуальными особенностями, степень
трудности большинства упражнений для различных гимнастов будет разной. Для одних упражнения будут легкими, для других — те же упражнения могут быть трудностями. Поэтому при подборе упражнений преподаватель должен изучить индивидуальные особенности каждого спортсмена и в соответствии с ними предлагать гимнастам для изучения упражнения наиболее соответствующие этим особенностям.
4. Принцип систематичности. Занимаясь не систематически, гимнаст не может достичь высоких результатов. Только систематические занятия с оптимальными интервалами отдыха создают благоприятные условия для формирования новых двигательных навыков и накопления двигательного опыта. Занимаясь реулярно спортсмен длительное время может сохранить спортивную форму, это тем более важно, что соревновательный период у высококвалифицированных гимнастов может длиться до 8 месяцев. Сохранение гимнастами спортивной формы на протяжении длительного периода — одна из важнейших задач для тренера. В
зависимости от подготовленных и индивидуальных особенностей гимнасты в настоящее время тренируются от 3 до 6 и более раз в неделю. Если с гимнастами нет возможности тренироваться организованно в группах необходимое количество раз, в этом случае тренер дает им домашние задания., которые частично могут восполнить проблемы в силе, гибкости, выносливости и т. д. Принцип систематичности предусматривает также, чтобы вся учебная работа проходила по определенному плану. Все упражнения должны осваиваться в определенной системе в соответствии с классификацией упражнений по признаку их структурного сходства. Участие в соревнованиях различного характера по отдельным разделам программы стимулирует систематическую работу гимнастов.
5. Принцип прочности. Весь процесс обучения должен строиться так, чтобы умения и навыки осваивались гимнастами основательно, прочно. Полученный прочный навык играет особо
важную роль в соревнованиях, когда в силу привходящих факторов недостаточно прочный навык расстраивается. Для того что бы двигательный навык закрепился прочно, не следует переходить к изучению новых элементов, пока не будет основательно изучен предшествующий материал. Рекомендуется включать раннее изученный элемент в новые соединения, систематически вести учет и оценивать выполнение элементов и соединений. Не переходить к изучению нового пока предыдущий элемент не будет многократно выполнен с отличной оценкой.