СТРУКТУРА УРОКА ГИМНАСТИКИ
Закономерности построения урока, предусматривающие наиболее целесообразную последовательность решения педагогических задач, принято называть структурой урока. В каждом уроке решается несколько различных задач. Конечный результат урока во много зависит от того, в какой последовательности будут решаться эти задачи. Основными предпосылками, определяющими целесообразную последовательность решения педагогических задач урока, т. с. построение (структуру) являются:
1. Достижение лучших результатов при наименьшей затрате энергии и времени учащихся.
2. Сохранение высокой работоспособности занимающихся в течении всего урока.
Работоспособность занимающихся в течении урока имеет типичные изменения, которые во многом определяют структуру урока. Учитель должен знать как изменяется работоспособность учеников на уроке и правильно управлять учебно-воспитательным процессом школьников. В повседневной деятельности о работоспособности учеников часто судят по внешним признакам — по окраске кожи, частоте дыхания, потоотделении и т. д. Если дыхание заметно участилось и стало судорожным, то это свидетельствует о падении работоспособности, ученики уже не могут качественно выполнять работу заданной мощности. Учет внешних признаков не всегда надежный способ оценки работоспособности. Для более точных суждений об этом чаще всего используются подсчет пульса. Пульс отражает работу сердечно-сосудистой системы и поэтому служит достаточным показателем состояния работоспособности учеников. Пульс подсчитывается в течении 10 сек. до работы, во время работы и после работы через каждые 5-10 мин. По данным подсчета пульса вычерчивается пульсовая кривая называемая иногда «физиологической» кривой работоспособности. Чтобы дать более точную оценку работоспособности, одновременно с исследованием динамики пульса исследуют динамику психологических функций — внимание, время реакции, точность мышечного чувства.
Различают абсолютные и относительные показатели работоспособности. Абсолютными показателями являются результаты отдельных измерений (например, пульс за 1 мин. 180 ударов, время реакц. — 0,24 сек.). По абсолютным показателям судят о приемлемости нагрузки. Если например для детей, занимающихся спортом пульс 240 приемлем, то такой пульс не допустим на уроках гимнастики общеобразовательной школы — он будет говорить о перегрузке. Нормальным будет пульс 150 уд. Относительные показатели работоспособности — это величины се сдвигов за время занятий. По ним судят о приемлемости принятого порядка выполнения упражнений. Например: свидетельство неправильного начала занятий — нарушения постепенности нарастания работоспособности — урок начался с выполнения интенсивных упражнений и т. д.
Кривую работоспособности можно разделить на зоны: 1 — врабатываемость; 2 — устойчивого состояния; 3 — снижения работоспособности.
С началом урока организм детей врабатывается — происходит перестройка физиологических функций на более высший уровень. Но это происходит не сразу. Для этого требуется определенное время. За это время увеличивается кровообращение работающих органов, усиливается активность ферментов участвующих в химизме мышечных сокращений, падает вязкость мышц. Одновременно растет работоспособность Ц. Н. С. Все это приводит к повышению работоспособности организма. Налаживается согласованность в деятельности всех систем и органов. Появляется чувство удовольствия от силы и согласованности своих действий.
Достигнув определенного уровня, работоспособность некоторое время колеблется относительно этого уровня, затем начинает падать. При этом снижаются все показатели работоспособности. Развивается утолщение. Оно проявляется в нарушении координации движений, в накоплении молочной кислоты в мышцах. Субъективно утомление выражается в появлении усталости, нежелании работать. После занятий работоспособность должна быть ниже исходной, отражая тем самым затраты сил и энергии на овладение движениями и развитие физических качеств. Эти сдвиги в изменении работоспособности имеют силу биологической закономерности и проявляются на любом уроке. Основным зонам работоспособности соответствуют подготовительная, основная и заключительная часть урока. На уроках гимнастики решаются вспомогательные задачи, не требующие затраты больших сил, направленные на подготовку к основной работе и ее завершению и решаются главные задачи, составляющие основу каждого урока и требующие приложения значительных сил и энергии. Одной из главных задач урока является формирование у занимающихся жизненно важных двигательных навыков и умения пользоваться ими в разнообразной обстановке, а также развитие двигательных качеств. Воспитание моральных и волевых качеств должно иметь место во всех частях урока.