ГИМНАСТИКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В 80-90-е годы представители русской передовой интеллигенции интенсивно разработали вопросы физического воспитания. Появляется ряд оригинальных работ П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, Е. А. Дементьева и других. Для развития научной отечественной системы гимнастики наибольшее значение имели труды П. Ф. Лесгафта — выдающегося русского ученого-педагога, анатома. Основательно изучив постановку физического воспитания и гимнастические системы на Западе, Лесгафт изложил свою научную систему физического воспитания для школьников «Руководство по физическому образованию для детей школьного возраста». Его учение оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране. Целью физического воспитания Лесгафт считал всестороннее гармоническое развитие человека. К задачам гимнастики он относил следующее: 1) способствовать правильному развитию нашего тела; 2) увеличение физической силы организма; 3) содействовать правильному определению отдельных органов нашего тела, например, дыхательных, пищеварительных и др.; 4) содействие правильному развитию формы тела.
В основу подбора систематизации физических упражнений Лесгафт положил не формальные внешние признаки самых физических упражнений или условий их выполнения, а педагогические задачи. П. Ф. Лесгафт предложил ряд ценных методических указаний, вытекающих из его понимания основ физического образования. Выбор способов физического образования должен определяться задачами, поставленными перед ними, а упражнения должны отвечать анатомическому строению организма, его физиологическим функциям и педагогическим требованиям.
1. При подборе упражнений нужно строго учитывать индивидуальные особенности, пол, возраст, физическое развитие учеников.
2. Во всех случаях необходимо соблюдать принципы постепенности, последовательности, доступности.
3. Физические упражнения должны быть взяты из жизненной практики.
4. Физическая нагрузка должна равномерно распределяться на весь организм человека.
5. Все движения ученики должны осознавать. Поэтому Лесгафт показу предпочитал рассказ. Он не был против метода показа, но, прежде чем выполнять движение, требовал обязательного его продумывания учениками.
Для определения достигнутых результатов в физическом развитии Лесгафт предложил осуществлять педагогический контроль в начале и в конце учебного года самим учителем, который должен был измерять у занимающихся рост, вес, силу, обхват груди, шеи, конечностей и т. д., данные произведенных наблюдений обязательно учитывать и использовать в дальнейшей практической работе.
П. Ф. Лесгафт негативно относился к применению в школе упражнений на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь и др.), а также некоторых прикладных упражнений, считая, что эти упражнения требуют больших напряжений не только мышечных, но и нервных, что приводит к чрезмерному утомлению. Кроме того, искусственно созданные упражнения на снарядах не. отвечают анатомическому строению школьника, его возрастным особенностям, что в конечном итоге может отрицательно повлиять на его развитие. Он также отрицательно относился к соревнованиям, объясняя, что они совершенно не согласуются с задачами общеобразовательных школ. Эти утверждения следует считать ошибочными. Современная практика физического воспитания подрастающего поколения убедительно доказывает полезность снарядовой гимнастики, прикладных видов упражнений и соревнований как неотъемлемой части учебного процесса.
Следует отметить, что система П. Ф. Лесгафта была самой передовой, прогрессивной. Многие ее положения в переработанном виде вошли в советскую систему физического воспитания.
Организация буржуазных гимнастических обществ в России относится к периоду второй половины XIX столетия. Так, первое гимнастическое общество было открыто немцами в Одессе в 1861 году; в 1863 году в Петербурге открывается гимнастическое общество «Пальма»; в 1868 году в Москве — Московский гимнастический союз; а в 1869 году — Петербургское гимнастическое общество. Подобные общества открываются и в других городах России. Эти общества находились под влиянием немецкой системы гимнастики, и в них главным образом культивировалась спортивная гимнастика. В 1883 г. в Москве организовано Российское гимнастическое общество, одним из основателей его был А. П. Чехов. В последующие годы в Россию проникает Сокольская система. В 1900 году возникают первые организации «Сокол». Сокольская система быстро распространяется в школах России. Это объясняется политическими соображениями правящих кругов. Общество «Сокол» использовалось царским правительством для воспитания молодежи в целях защиты своих интересов. Преподаватели сокольской гимнастики воспитывали молодежь в духе преданности капиталистическому строю и русскому самодержавию.
В 1903 г. в Петербурге были организованы гимнастические общества «Маяк» и «Богатырь».
С 1885 г. в Москве Русским гимнастическим обществом проводятся первые соревнования по гимнастике. Последующие соревнования проводятся в Москве в 1887, 1888, 1892 г.г. Количество участников не превышало 20 человек. В 1907 г. русские гимнасты начали принимать участие во Всесокольских слетах, которые проводились в Праге раз в пять лет. В, марте 1911 г. был создан Олимпийский комитет России. В 1912 г. русские спортсмены участвовали в Олимпийских играх, но неудачное их выступление (15-16-е места) побудило буржуазное правительство и спортивную общественность проводить ежегодную русскую Олимпиаду. Первая такая Олимпиада была проведена в Киеве в 1913 г., вторая — в Риге в 1914 г. В обеих олимпиадах участвовало весьма ограниченное число представителей спортивной гимнастики, их количество не превышало 60 человек.
Таким образом, до 1917 г. теория и практика гимнастики в дореволюционной России получили некоторое развитие, но общее состояние гимнастики находилось на низком уровне.