ВВЕДЕНИЕ
СПИЧРАЙТИНГ
Учебное пособие
Омск
Издательство ОмГТУ
УДК 800 (075)
ББК 80я73
Н 63
Рецензенты:
М.А. Булавина, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка медицинского факультета РУДН;
Т.В. Шкайдерова, канд. филол. наук, доцент кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций ОмГУ
Никонова, М.Н.
Н 63 Спичрайтинг: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. – 170 с.
ISBN 978-5-8149-0562-8
Содержит конспект лекций, в котором кратко, в доступной форме, с использованием терминов рассматриваются важнейшие понятия спичрайтинга, основы его методологии. Затрагиваются актуальные вопросы современной спичрайтерской практики. Прослеживаются основные этапы становления и развития отечественного спичрайтинга.
Включен практикум, в котором представлены как теоретические вопросы, так и практические задания, способствующие овладению основами теоретических знаний спичрайтинга и применению их в практической деятельности студента в вузе, а также развитию профессиональной компетенции будущего специалиста.
Методические рекомендации содержат материалы для самостоятельного освоения дисциплины. В частности, даются рекомендации по выполнению домашних заданий, заданий практических занятий и по самостоятельному освоению теоретического материала. Представлен перечень экзаменационных вопросов.
В приложении приводятся некоторые фрагменты научных работ по изучаемым вопросам, не всегда доступные студентам.
Предназначено для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью» и направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета
УДК 800(075)
ББК 80я73
ISBN 978-5-8149-0562-8 © Никонова М.Н, 2012
© ОмГТУ, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..4
Методические рекомендации по изучению дисциплины ……………………7
Конспект лекций ……………………………………………………………..17
Тема 1. Спичрайтинг как вид профессиональной деятельности ………….17
Тема 2. История риторики и спичрайтинга в России……………………… 26
Тема 3.Этапы подготовки публичного выступления …………………….35
Тема 4. Этап интервью. ………………………………………………………44
Тема 5. Анализ речевой ситуации ………………….………………………58
Тема 6. Определениецели и темы речи, создание модели речевого
имиджа ……………………………………………………………………….64
Тема 7. Подготовка первого варианта текста речи………………………74
Тема 8. «Доводка» текста речи под оратора и подготовка
окончательного варианта ………………………….....................................87
Тема 9. Организация выступления …………………………………………94
Тема 10. Спичрайтинг в политике …………………………………………99
Тема 11. Спичрайтинг в сфере бизнеса ……………………………………102
Практикум …………………………………………………………………..112
Тема 1. Основные понятия спичрайтинга…………………………………112
Тема 2. Спичрайтерский текст как разновидность устного PR-текста.….112
Тема 3. История возникновения и современное
состояние спичрайтинга ……………………………………………………116
Тема 4. Основные этапы подготовки публичной речи …………………116
Тема 5. Оценка характеристик текста …………………………………….121
Тема 6. Работа с «готовым» текстом публичной речи ………………….122
Тема 7. Подготовка первого лица базисного субъекта PR
к публичным выступлениям ………………………………………………127
Тема 8. Спичрайтинг в политике и органах власти ………………………127
Тема 9. Спичрайтинг в сфере бизнеса …………………………………….128
Тестовые задания…………………………………………………………….129
Список использованной и рекомендуемой литературы…………………..134
Приложение 1. Психогеометрический тест ……………………………….139
Приложение 2. Казанцева М.С. Спичрайтинг как технология
подготовки политических текстов ………………………………………..146
Приложение 3.Наумов С. Профессия лоббиста: специфика
работы политконсультанта ……………………………………………….158
Приложение 4. Техника речи …………………………………………….166
Приложение 5. Критерии оценки речи оратора ………………………..169
ВВЕДЕНИЕ
Умение общаться с людьми – это товар,
и я заплачу за такое умение больше,
чем за что-либо другое на свете.
Джон Рокфеллер
Сегодня умение красиво, быстро и грамотно формулировать свои мысли – залог успеха любого человека, которому приходится выступать публично. Если оратор может сходу увлечь, заинтриговать и убедить своих слушателей, то его деятельность становится намного эффективнее.
На Западе мастерство публичных выступлений давно приобрело статус науки. Политики, предприниматели, госслужащие, юристы, менеджеры, промоутеры, PR-журналисты, копирайтеры, ведущие программ на ТВ – вот далеко не полный перечень тех, кто в силу своей профессии должен обладать красноречием.
Мы пишем тексты публичных речей и выступлений, но забываем о том, каким мастерством нужно обладать, чтобы заставить людей верить Вашим словам, чтобы Ваши аргументы не были пустыми звуками, сотрясающими воздух. И тут на помощь приходят спичрайтеры – специалисты по подготовке текстов публичных выступлений и подготовке представителей различных профессий (политиков, депутатов, соискателей выборных должностей) к произнесению подготовленных текстов, к эффективной публичной презентации.
В настоящее время потребность в спичрайтерах возрастает.
Спичрайтинг (с англ. «speechwriting» - «написание речи»)– одна из самых древних наук и искусств. Своё начало берёт ещё в античные времена, когда риторика была самым главным предметом в жизни уважающего себя афинянина.
Годы шли, ко многому менялось отношение. Однако во все времена уважали и почитали тех, кто умел говорить, кто умел завладеть вниманием. А речи, оставшиеся в истории, повлиявшие на историю, вызвавшие эмоцию аудитории - это, безусловно, удача говорящего и его спичрайтера.
Спичрайтинг относится к специфической PR-технологии и специализации в профессии PR-специалиста. Доктор филологических наук факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, Кривоносов А.Д. определяет спичрайтинг как «специфическую PR-технологию, представленную в виде подготовки и написания PR-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг какого-либо лица по организации публичного выступления и его исполнению».
Курс «Спичрайтинг» относится к специальным дисциплинам профессионального цикла и предполагает освоение студентами навыков публичного выступления, подготовки текстов для публичного выступления и методики обучения выступлению с данными текстами клиентов. Он включает алгоритм подготовки, написания и выдвижения тезисов публичного выступления.
Основное внимание в данном курсе уделяется правилам и приемам эффективного риторического воздействия, отработке практических навыков публичного общения, обучению наиболее востребованным клиентами разных сфер деятельности типам публичных выступлений.
Цель преподавания дисциплины– дать представление о процессе и технологии написания текстов публичных выступлений в связях с общественностью, познакомить с основами консалтинга по организации публичного выступления и его исполнению, способствовать развитию практических навыков студентов в сфере спичрайтинга, а именно навыков эффективного воздействия на аудиторию в ходе публичного выступления на заданную тему.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
- сформировать представление о спичрайтинге, его целях и задачах; о спичрайтерском тексте как разновидности ПР-текста; об истории возникновения спичрайтинга и особенностях его развития в России;
- сформировать умение подготовки эффективного текста на заданную тему для публичных выступлений;
- сформировать практические умения в области организации речевого взаимодействия с аудиторией; в овладении основными элементами мастерства публичной речи; стратегиями и тактиками аргументации;
- сформировать навыки обучения публичному выступлению по подготовленному тексту;
- познакомить с особенностями спичрайтинга в политике, органах власти и сфере бизнеса.
Основная цель изучения дисциплины – освоить технологию подготовки речи и выступления, а также овладеть методикой консалтинга отдельных личностей по ключевым вопросам: как правильно общаться со своей аудиторией, находить с ней общий язык и располагать к себе, т.к. именно от этого зависит, будет ли формируемый имидж положительным.
Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины. По окончании курса студент должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими:
- составлять спичрайтерские тексты (тексты для публичных выступлений);
- вырабатывать стратегические установки в зависимости от речевой ситуации;
- работать с различными источниками информации;
- выстраивать композицию речи;
- создавать и эффективно использовать наглядные средства в публичных выступлениях;
- применять полученные теоретические, методические знания и практические навыки мастерского владения голосом для успешной подготовки и эффектного убедительного выступления;
- совмещать индивидуальные особенности спикера со стилем его речи;
- анализировать публичные выступления с точки зрения их эффективности;
- осуществлять консалтинг по организации и исполнению публичного выступления;
- использовать языковые приемы для создания образной речи;
- выбирать на базе методологии и методов прикладной риторики и историко-сравнительной риторики наиболее эффективные средства общения и различные способы создания речей.
Объем и структура учебной дисциплины. Дисциплина изучается в течение одного семестра и включает 2 раздела: «Спичрайтинг - подготовка текста» (подготовка текстов разных жанров для публичного выступления) и «Спичрайтинг - публичное выступление» (подготовка в сфере публичного выступления и обучения ему клиентов), в которых представлены следующие темы:
1. Спичрайтинг как специфическая PR-технология и специализация в профессии PR-специалиста.
2. История риторики и спичрайтинга в России.
3. Спичрайтинг как процесс подготовки и составления текста публичной речи.
4. Спичрайтерский текст как разновидность устного PR-текста.
5. Виды и жанры публичной речи.
6. Консалтинг по организации публичного выступления и его исполнению.
7. Спичрайтинг в разных видах дискурса.
Формы организации учебного процесса. Изучение дисциплины предполагает:
– освоение лекционного курса;
– выполнение заданий практических занятий;
- выполнение домашних заданий;
– самостоятельную проработку отдельных лекционных тем.
Аттестация студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом в конце семестра. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение им домашних заданий, заданий, предусмотренных планом практических занятий, и представление результатов самостоятельного освоения отдельных лекционных тем.