ВВЕДЕНИЕ

СПИЧРАЙТИНГ

Учебное пособие

 

Омск

Издательство ОмГТУ

УДК 800 (075)

ББК 80я73

Н 63

Рецензенты:

М.А. Булавина, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка медицинского факультета РУДН;

Т.В. Шкайдерова, канд. филол. наук, доцент кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций ОмГУ

 

Никонова, М.Н.

Н 63 Спичрайтинг: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. – 170 с.

 

ISBN 978-5-8149-0562-8

 

Содержит конспект лекций, в котором кратко, в доступной форме, с использованием терминов рассматриваются важнейшие понятия спичрайтинга, основы его методологии. Затрагиваются актуальные вопросы современной спичрайтерской практики. Прослеживаются основные этапы становления и развития отечественного спичрайтинга.

Включен практикум, в котором представлены как теоретические вопросы, так и практические задания, способствующие овладению основами теоретических знаний спичрайтинга и применению их в практической деятельности студента в вузе, а также развитию профессиональной компетенции будущего специалиста.

Методические рекомендации содержат материалы для самостоятельного освоения дисциплины. В частности, даются рекомендации по выполнению домашних заданий, заданий практических занятий и по самостоятельному освоению теоретического материала. Представлен перечень экзаменационных вопросов.

В приложении приводятся некоторые фрагменты научных работ по изучаемым вопросам, не всегда доступные студентам.

Предназначено для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью» и направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

 

УДК 800(075)

ББК 80я73

ISBN 978-5-8149-0562-8 © Никонова М.Н, 2012

© ОмГТУ, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………..4

Методические рекомендации по изучению дисциплины ……………………7

 

Конспект лекций ……………………………………………………………..17

Тема 1. Спичрайтинг как вид профессиональной деятельности ………….17

Тема 2. История риторики и спичрайтинга в России……………………… 26

Тема 3.Этапы подготовки публичного выступления …………………….35

Тема 4. Этап интервью. ………………………………………………………44

Тема 5. Анализ речевой ситуации ………………….………………………58

Тема 6. Определениецели и темы речи, создание модели речевого

имиджа ……………………………………………………………………….64

Тема 7. Подготовка первого варианта текста речи………………………74

Тема 8. «Доводка» текста речи под оратора и подготовка

окончательного варианта ………………………….....................................87

Тема 9. Организация выступления …………………………………………94

Тема 10. Спичрайтинг в политике …………………………………………99

Тема 11. Спичрайтинг в сфере бизнеса ……………………………………102

Практикум …………………………………………………………………..112

Тема 1. Основные понятия спичрайтинга…………………………………112

Тема 2. Спичрайтерский текст как разновидность устного PR-текста.….112

Тема 3. История возникновения и современное

состояние спичрайтинга ……………………………………………………116

Тема 4. Основные этапы подготовки публичной речи …………………116

Тема 5. Оценка характеристик текста …………………………………….121

Тема 6. Работа с «готовым» текстом публичной речи ………………….122

Тема 7. Подготовка первого лица базисного субъекта PR

к публичным выступлениям ………………………………………………127

Тема 8. Спичрайтинг в политике и органах власти ………………………127

Тема 9. Спичрайтинг в сфере бизнеса …………………………………….128

 

Тестовые задания…………………………………………………………….129

Список использованной и рекомендуемой литературы…………………..134

 

Приложение 1. Психогеометрический тест ……………………………….139

Приложение 2. Казанцева М.С. Спичрайтинг как технология

подготовки политических текстов ………………………………………..146

Приложение 3.Наумов С. Профессия лоббиста: специфика

работы политконсультанта ……………………………………………….158

Приложение 4. Техника речи …………………………………………….166

Приложение 5. Критерии оценки речи оратора ………………………..169

 

ВВЕДЕНИЕ

Умение общаться с людьми – это товар,

и я заплачу за такое умение больше,

чем за что-либо другое на свете.

Джон Рокфеллер

Сегодня умение красиво, быстро и грамотно формулировать свои мысли – залог успеха любого человека, которому приходится выступать публично. Если оратор может сходу увлечь, заинтриговать и убедить своих слушателей, то его деятельность становится намного эффективнее.

На Западе мастерство публичных выступлений давно приобрело статус науки. Политики, предприниматели, госслужащие, юристы, менеджеры, промоутеры, PR-журналисты, копирайтеры, ведущие программ на ТВ – вот далеко не полный перечень тех, кто в силу своей профессии должен обладать красноречием.

Мы пишем тексты публичных речей и выступлений, но забываем о том, каким мастерством нужно обладать, чтобы заставить людей верить Вашим словам, чтобы Ваши аргументы не были пустыми звуками, сотрясающими воздух. И тут на помощь приходят спичрайтеры – специалисты по подготовке текстов публичных выступлений и подготовке представителей различных профессий (политиков, депутатов, соискателей выборных должностей) к произнесению подготовленных текстов, к эффективной публичной презентации.

В настоящее время потребность в спичрайтерах возрастает.

Спичрайтинг (с англ. «speechwriting» - «написание речи»)– одна из самых древних наук и искусств. Своё начало берёт ещё в античные времена, когда риторика была самым главным предметом в жизни уважающего себя афинянина.

Годы шли, ко многому менялось отношение. Однако во все времена уважали и почитали тех, кто умел говорить, кто умел завладеть вниманием. А речи, оставшиеся в истории, повлиявшие на историю, вызвавшие эмоцию аудитории - это, безусловно, удача говорящего и его спичрайтера.

Спичрайтинг относится к специфической PR-технологии и специализации в профессии PR-специалиста. Доктор филологических наук факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, Кривоносов А.Д. определяет спичрайтинг как «специфическую PR-технологию, представленную в виде подготовки и написания PR-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг какого-либо лица по организации публичного выступления и его исполнению».

Курс «Спичрайтинг» относится к специальным дисциплинам профессионального цикла и предполагает освоение студентами навыков публичного выступления, подготовки текстов для публичного выступления и методики обучения выступлению с данными текстами клиентов. Он включает алгоритм подготовки, написания и выдвижения тезисов публичного выступления.

Основное внимание в данном курсе уделяется правилам и приемам эффективного риторического воздействия, отработке практических навыков публичного общения, обучению наиболее востребованным клиентами разных сфер деятельности типам публичных выступлений.

Цель преподавания дисциплины– дать представление о процессе и технологии написания текстов публичных выступлений в связях с общественностью, познакомить с основами консалтинга по организации публичного выступления и его исполнению, способствовать развитию практических навыков студентов в сфере спичрайтинга, а именно навыков эффективного воздействия на аудиторию в ходе публичного выступления на заданную тему.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

- сформировать представление о спичрайтинге, его целях и задачах; о спичрайтерском тексте как разновидности ПР-текста; об истории возникновения спичрайтинга и особенностях его развития в России;

- сформировать умение подготовки эффективного текста на заданную тему для публичных выступлений;

- сформировать практические умения в области организации речевого взаимодействия с аудиторией; в овладении основными элементами мастерства публичной речи; стратегиями и тактиками аргументации;

- сформировать навыки обучения публичному выступлению по подготовленному тексту;

- познакомить с особенностями спичрайтинга в политике, органах власти и сфере бизнеса.

Основная цель изучения дисциплины – освоить технологию подготовки речи и выступления, а также овладеть методикой консалтинга отдельных личностей по ключевым вопросам: как правильно общаться со своей аудиторией, находить с ней общий язык и располагать к себе, т.к. именно от этого зависит, будет ли формируемый имидж положительным.

Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины. По окончании курса студент должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими:

- составлять спичрайтерские тексты (тексты для публичных выступлений);

- вырабатывать стратегические установки в зависимости от речевой ситуации;

- работать с различными источниками информации;

- выстраивать композицию речи;

- создавать и эффективно использовать наглядные средства в публичных выступлениях;

- применять полученные теоретические, методические знания и практические навыки мастерского владения голосом для успешной подготовки и эффектного убедительного выступления;

- совмещать индивидуальные особенности спикера со стилем его речи;

- анализировать публичные выступления с точки зрения их эффективности;

- осуществлять консалтинг по организации и исполнению публичного выступления;

- использовать языковые приемы для создания образной речи;

- выбирать на базе методологии и методов прикладной риторики и историко-сравнительной риторики наиболее эффективные средства общения и различные способы создания речей.

Объем и структура учебной дисциплины. Дисциплина изучается в течение одного семестра и включает 2 раздела: «Спичрайтинг - подготовка текста» (подготовка текстов разных жанров для публичного выступления) и «Спичрайтинг - публичное выступление» (подготовка в сфере публичного выступления и обучения ему клиентов), в которых представлены следующие темы:

1. Спичрайтинг как специфическая PR-технология и специализация в профессии PR-специалиста.

2. История риторики и спичрайтинга в России.

3. Спичрайтинг как процесс подготовки и составления текста публичной речи.

4. Спичрайтерский текст как разновидность устного PR-текста.

5. Виды и жанры публичной речи.

6. Консалтинг по организации публичного выступления и его исполнению.

7. Спичрайтинг в разных видах дискурса.

Формы организации учебного процесса. Изучение дисциплины предполагает:

– освоение лекционного курса;

– выполнение заданий практических занятий;

- выполнение домашних заданий;

– самостоятельную проработку отдельных лекционных тем.

Аттестация студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом в конце семестра. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение им домашних заданий, заданий, предусмотренных планом практических занятий, и представление результатов самостоятельного освоения отдельных лекционных тем.