Социально значимые блага

Социально значимыми благами называют частные блага, потребле­ние которых - вопрос, представляющий общественный интерес. В отно­шении этих благ рынок функционирует нормально, и позволяет достигать оптимума по Парето, когда рассматривается совокупность индивидов 1...n. Если потребитель совершенно «независим», т.е., если функция обществен­ного благосостояния строго индивидуалистская (W = W(Ui,U2,..., Un)), то для данного распределения ресурсов рыночное равновесие соответствует максимуму общественного благосостояния.

Тем не менее государство может считать, что индивиды не могут са­ми правильно судить о своем «подлинном» благосостоянии, и полагает:

- что они плохо информированы;

- что их образование не позволяет им должным образом обрабаты­
вать доступную им информацию;

- что существуют общественные ценности, которые превыше инди­
видуальной свободы выбора.

Поэтому следует различать так называемые «социальные» предпоч­тения, Ui*(xi, Ie, Ee, Ve), а именно те, которые бы предъявили индивиды, если бы они обладали таким уровнем информированности, образованности и «гражданской ответственности», которого хотело бы государство, - и предпочтения предъявленные при Uj = Uj(xj, Ij, Ej, Vj), где x, I, E и V - со­ответственно потребляемые блага, доступная информация, полученное об­разование и гражданские ценности (индексы е соответствуют «жела­тельным», по мнению государства, значениям для индивидов, а индексы i — реально имеющим место у конкретных индивидов i).

Для заданной обеспеченности ресурсами максимизация соответству­ет аллокации ресурсов, отличной от той, которая присуща «спонтанному порядку» рынка с совершенной конкуренцией, так как предполагает па­терналистское вмешательство государства в производство обмена различ­ных благ (товаров и услуг), потребляемых индивидами. Обязательное об­разование, обязательные медицинские осмотры, ограничения на потребле­ние определенных товаров (спиртное, табак, наркотические препараты) — это классические примеры подобного вмешательства, отчасти оправдан­ные логикой патернализма. Речь в данном случае уже идет не о том, чтобы решать проблему внешних эффектов (как действия одного индивида влия-


ют на других), а о том, чтобы ссылаться на необходимость «уберечь инди­видов от них самих», или «осчастливить помимо их собственной воли».

На графике рынок соответствует равновесию «предъявленного» спроса, а патерналистские меры государства будут ставить своей целью изменить рынок, даже если это рынок с совершенной конкуренцией, так, чтобы достигнуть равновесия, соответствующего «социальным» предпоч­тениям (рис. 16).

Государственное вмешательство может приобретать разнообразные формы. Если вопрос только в том, чтобы восполнить нехватку информа­ции, государство теоретически может ограничиться тем, чтобы бесплатно ее предоставить (информация это особая разновидность общественного блага). Если все происходит должным образом, то «предъявленный» спрос сам сравняется с «социальным». Все же в некоторых случаях этот тип «минимального» вмешательства невозможен технически (когда распро­странение информации требует слишком много времени, что не позволяет решить возникающую проблему - как в случае всякого рода «мер срочного порядка»). Этот тип вмешательства также может оказаться экономически более дорогостоящим, чем другие, более непосредственные формы кон­троля.