Домашняя контрольная работа

по предмету "Программирование"

Общие указания

Домашняя контрольная работа по предмету "Программирование" выполняется студентами 4 курса специальностей 2 – 45 01 03 - Сети телекоммуникаций, 2 – 45 01 02 – Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения

При решении задач необходимо соблюдать следующие требования:

1. Контрольная работа выполняется на листах формата А4 шрифтом Times New Roman, все листы должны быть пронумерованы.

2. Ответы должны быть конкретными, четкими.

3. Ссылки на используемую литературу делаются в пояснительном тексте, а не рядом с формулой.

4. Графические построения выполняются в соответствии с ГОСТ 19.003.80.

5. Текст программы и результаты вычислений должны быть выполнены на ПК, выведены на печать и находиться в контрольной работе.

6. В конце работы студент указывает список литературы, ставит дату выполнения работы и подпись.

7. Если работа не зачтена (не допущена к собеседованию), то исправления ошибок производятся в конце работы с пометкой "Работа над ошибками". В случае использования новых листов в работе над ошибками, все листы (старые и новые) вместе высылаются на повторное рецензирование.

8.Построить математическую модель (записать формулы, используемые при решении задачи).

9.Составить схему алгоритма решения задачи.

10.Написать программу, реализующую алгоритм на языке PASCAL.


ВАРИАНТ 1

 

1. Даны гипотенуза и катет прямоугольного треугольника. Найти второй катет и радиус вписанной окружности.

2. Даны стороны трех треугольников. Переменной t присвоить значение 1, если площадь первого треугольника наибольшая, 2 – если площадь второго треугольника наибольшая, 3 – если третьего, 0 – если площади равны.

3. Определить, равна ли сумма двух первых цифр заданного четырехзначного числа сумме двух его последних цифр.

4. Ввести натуральное число n и вещественное x. Вычислить

5. Найти наименьшее натуральное число x, удовлетворяющее условию , или вывести сообщение, что такого числа нет.

6. Ввести одномерный массив из nэлементов. Вычислить сумму и количество отрицательных четных элементов массива.

7. Ввести вещественную матрицу размеромm*n. Вывести индексы тех столбцов, все элементы которых имеют дробную часть больше заданной, или сообщение об отсутствии в матрице таких значений.

8. Ввести двумерный массив размерностью m*n. Вычислить среднее арифметическое значение всех его элементов. Сформировать одномерный массив из элементов исходного, расположенных на главной диагонали и выше нее, которые превосходят по величине это значение. Вывести полученный массив или сообщение об отсутствии указанных элементов.

9. Дан одномерный целочисленный массив размерностью N. Сформировать новый массив из элементов исходного, расположенных после первого отрицательного элемента, кратных значению G. Если такие элементы отсутствуют, то выдать об этом сообщение.

 

ВАРИАНТ 2

 

1. Заданы три числа: a, b, c. Определить, могут ли они быть сторонами треугольника, и если да, то определить его тип: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

2. Измерения прямоугольного параллелепипеда a, b, c. Найти длину его диагонали d и площадь диагональных сечений.

3. Ввести натуральное трехзначное число n. Если в этом числе имеется четная цифра, то логической переменной t присвоить значение true, иначе – false. Вывести полученный результат.

4. Вывести элементы последовательности , кратные значению к.

5. Вычислить и вывести значения функции для значений x, изменяющихся от aдо b с шагом h (a, b, h – вещественные).

6. Ввести одномерный массив из nэлементов. Найти произведение элементов массива, больших суммы двух его первых элементов.

7. Ввести матрицу размером m*n. Заменить нулями все значения строки и столбца, на пересечении которых находится минимальный элемент матрицы.

8. Ввести двумерный массив размером m*n. Сформировать одномерный массив из индексов тех столбцов матрицы, в которых есть хотя бы один нулевой элемент. Вывести полученный массив или сообщение об отсутствии нулевых значений.

9. Дан одномерный целочисленный массив размерностью N. Сформировать новый массив из элементов исходного, имеющих четные индексы и кратных последнему отрицательному. Если такие элементы отсутствуют, то выдать об этом сообщение.

 

ВАРИАНТ 3

 

1. Длины сторон треугольника равны a, b, c. Найти длины высот и медиан этого треугольника.

2. Ввести целые положительные p и q. Если р делится нацело на q, то логической переменной t присвоить значение true, иначе – false. Вывести полученный результат.

3. Ввести целое четырехзначное число. Найти частное произведений его четных и нечетных цифр.

4. Ввести вещественное число x и натуральное n. Вычислить: .

5. Найти наименьшее натуральное число n, при котором , или вывести сообщение, что такого числа нет.

6. Ввести одномерный массив размерностью n. Вычислить среднее арифметическое значение элементов, кратных значению m.

7. Ввести матрицу размером m*n. Подсчитать количество элементов матрицы, значения которых меньше минимального элемента столбца с номером k.

8. Ввести вещественную квадратную матрицу порядка n. Сформировать одномерный массив из произведений элементов тех столбцов, в которых на главной диагонали расположен элемент, имеющий четную целую часть. Вывести полученный массив или сообщение об отсутствии искомых значений на главной диагонали.

9. Дан одномерный целочисленный массив размерностью N. Сформировать новый массив из элементов исходного, кратных первому из элементов исходного массива, который по абсолютной величине больше заданного значения k. Если такие элементы отсутствуют, то выдать об этом сообщение.

 

ВАРИАНТ 4

 

1. Вычислить периметр и площадь треугольника с вершинами в точках A (х1, у1), В (х2, у2), С (х3, у3).

2. Ввести вещественное число х. Напечатать в порядке возрастания числа sin x, cos x, ln x. Если при каком-либо х некоторые из выражений не имеют смысла, вывести сообщение об этом и сравнить значение только тех, которые имеют смысл.

3. Ввести натуральные числа m и n. Вывести старшую цифру дробной части и младшую цифру целой части m/n.

4. Для последовательности найти сумму и произведение kпервых членов.

5. Найти наибольшее натуральное число n,удовлетворяющееусловию .

6. Ввести одномерный массив размерностью n. Вывести значение и номер последнего четного элемента или сообщение об отсутствии четных значений.

7. Ввести матрицу размером m*n. Вычислить среднее арифметическое значение элементов, меньших первого элемента второго столбца матрицы.

8. Дан двумерный массив размерностью m*n. Сформировать одномерный массив из значений, кратных минимальному элементу k-ой строки.

9. Дан одномерный целочисленный массив размерностью N. Сформировать новый массив из элементов исходного, имеющих четные значения и кратных последнему отрицательному элементу. Если такие элементы отсутствуют, то выдать об этом сообщение.

 

return false">ссылка скрыта

ВАРИАНТ 5

 

1. Вычислить объем и площадь полой поверхности конуса, если известна длина его образующей ℓ и угол ее наклона к плоскости.

2. Ввести три числа a, b, c. Определить, какое из них равно d. Если ни одно из них не равно d, то найти и вывести максимальное из значений d-a, d-b, d-c.

3. Ввести целое трехзначное число р. если произведение и сумма его цифр равны, то логической переменной t присвоить значение true, иначе – false. Вывести полученный результат.

4. Для натурального числа n и вещественного xвычислить

5. Среди чисел найти первое, большее некоторого вещественного числа a.

6. Ввести одномерный массив из n элементов. Вычислить произведение и количество элементов, находящихся в интервале от AдоB.

7. Ввести квадратную матрицу порядка n. Вычислить произведение элементов тех строк, в которых на главной диагонали находится дробное значение.

8. Ввести квадратную матрицу порядка n. Вычислить минимальный элемент побочной диагонали. Сформировать одномерный массив из элементов матрицы, кратных этому значению. Вывести полученный массив или сообщение об отсутствии кратных элементов.

9. Дан одномерный целочисленный массив размерностью N. Сформировать новый массив из элементов исходного, кратных значению первого отрицательного элемента. Если такие элементы отсутствуют, то выдать об этом сообщение.

 

ВАРИАНТ 6

 

1. Найти площадь равнобокой трапеции с основаниями a и b и углом α при большем основании.

2. Ввести три вещественных числа. Вывести значение того из них, у которого дробная часть наименьшая.

3. Ввести целое положительное четырехзначное число. Вычислить сумму первой и второй цифр и произведение третьей и четвертой. Если сумма больше произведения, то логической переменной ℓ присвоить значение true, иначе – false.

4. Ввести натуральное число n. Вычислить

5. Найти наименьшее натуральное число x, удовлетворяющее условию , или вывести сообщение, что такого числа нет.

6. Ввести одномерный массив из nэлементов. Вычислить среднее геометрическое значение положительных элементов, кратных второму элементу массива.

7. Ввести вещественную матрицу размеромm*n. Вывести индексы тех строк, в которых есть хотя бы одно значение, дробная часть которого меньше 0.55, или сообщение об отсутствии в матрице таких значений.

8. Ввести квадратную матрицу порядка n. Вычислить произведение элементов, расположенных на главной диагонали. Сформировать одномерный массив из элементов исходной матрицы, расположенных ниже главной диагонали и больших произведения ее элементов. Вывести полученный массив или сообщение об отсутствии таких элементов.

9. Дан одномерный целочисленный массив размерностью N. Сформировать новый массив из элементов исходного, расположенных до первого отрицательного элемента и большего первого элемента исходного массива. Если такие элементы отсутствуют, то выдать об этом сообщение.

 

 

ВАРИАНТ 7

 

1. Длины сторон треугольника a, b, c. Найти длины его высот (h a, h b, h c).

2. Ввести вещественные a, b, x. Для всех допустимых вычислить значение

значений исходных данных.

3. Если сумма двух последних цифр заданного трехзначного числа n меньше заданного числа k, а первая цифра больше 5, то логической переменной t присвоить значение true, иначе – false.

4. Ввести вещественное число а и натуральное n. Вычислить: .

5. Вычислить и вывести значения функции для значений x, изменяющихся от aдо b с шагом h (a, b, h – вещественные).

6. Ввести одномерный массив из n элементов вещественного типа. Вычислить среднее арифметическое значение элементов, не имеющих дробной части.

7. Ввести матрицу размером m*n. Вывести максимальные элементы столбцов матрицы.

8. Дана вещественная матрица размера m*n. Сформировать одномерный массив, элементами которого являются произведения целых элементов в четных строках матрицы.

9. Дан одномерный целочисленный массив размерностью N. Сформировать новый массив из элементов исходного, кратных заданному числу а и больших по модулю их индекса. Если такие элементы отсутствуют, то выдать об этом сообщение.

ВАРИАНТ 8

 

1. Треугольник задан координатами вершин A(x1, y1, z1), B(x2, y2, z2), C (x3, y3, z3). Вычислить длину медианы АА1.

2. Определить, какая из двух точек М1 (х1, у1) или М2 (х2, у2) расположена ближе к началу координат. Вывести на печать координаты этой точки.

3.Ввести четырехзначное число. Вычислить среднее арифметическое произведение цифр, стоящих на четных и нечетных местах и выяснить, какое из средних арифметических больше.

4.В последовательности найти номер первого элемента, кратного значению k, или вывести сообщение об отсутствии такого значения.

5. Вывести значения функции для значений x, изменяющихся от –1 до 2 с шагом 0.5.

6. Ввести одномерный массив размерностью n. Подсчитать количество элементов, больших заданного значения r.

7. Ввести матрицу размером m*n. В каждой строке с четным индексом найти и вывести минимальный элемент.

8. Ввести квадратную матрицу порядка n. Вычислить сумму положительных элементов, расположенных на главной диагонали. Сформировать одномерный массив из элементов исходной матрицы, расположенных выше побочной диагонали и по модулю больших этой суммы.

9. Дан одномерный массив вещественных чисел размерностью N. Сформировать новый массив из элементов исходного, дробная часть которых меньше 0,5. Если такие элементы отсутствуют, то выдать об этом сообщение.

 


ВАРИАНТ 9

1. Определить силу притяжения F между телами с массой m1 и m2, находящимися на расстоянии r друг от друга.

2. Определить, попадает ли точка М (х, у) в круг радиусом r и центром в точке С (а, b), находится ли она вне этого круга или расположена на окружности.

3. Ввести вещественное положительное число х. Если среди первых трех цифр его дробной части есть цифра 0, то логической переменной t присвоить значение true, иначе – false.

4. В последовательности определить номер первого целого элемента или вывести сообщение, что такого значения нет.

5. Ввести натуральное число n и вещественное x.Вычислить

6. Ввести массив x размерностью n. Вычислить значения функции при значениях аргумента, заданных в массиве x. Вывести результаты в одной строке.

7. Ввести матрицу размером m*n. Вычислить средние арифметические значения положительных элементов столбцов матрицы.

8. Ввести вещественную матрицу размером m*n. Сформировать одномерный массив из индексов тех столбцов матрицы, в которых есть хотя бы один элемент, дробная часть которого меньше 0,75. Вывести полученный массив или сообщение об отсутствии искомых значений.

9. Дан одномерный массив вещественных чисел размерностью N. Сформировать новый массив из элементов исходного, расположенных после первого целого элемента и имеющих отрицательные значения. Если такие элементы отсутствуют, то выдать об этом сообщение.

ВАРИАНТ 10

1. Величины углов треугольников равны A, B, C, радиус описанной окружности – R. Найти стороны треугольника.

2. Определить, какая из двух фигур – круг или квадрат – имеет большую площадь. Известно, что сторона квадрата равна а, радиус круга равен r. Вывести на печать название и значение площади большей фигуры.

3. Ввести четырехзначное число n. Если произведение первой и второй цифр меньше суммы третьей и четвертой, то логической переменной ℓ присвоить значение true, иначе – false.

4. Ввести вещественное число а и натуральное n. Вычислить: .

5.. Найти первый член последовательности , (n=1,2,…), который не принадлежит отрезку [a,b], где a и b – заданные числа.

6. Ввести одномерный массив из n элементов целого типа. Найти номер первого элемента, значение которого заканчивается заданной цифрой.

7. Ввести матрицу размером m*n. Вычислить среднее арифметическое значение элементов, кратных сумме своих индексов.

8. Ввести двумерный массив размером m*n. Сформировать одномерный массив из индексов тех столбцов матрицы, в которых есть хотя бы один дробный элемент. Вывести полученный массив или сообщение об отсутствии дробных значений.

9. Дан одномерный массив вещественных чисел размерностью N. Сформировать новый массив из элементов исходного, расположенных до первого целого элемента и меньших первого элемента исходного массива. Если такие элементы отсутствуют, то выдать об этом сообщение.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. А.Н.Вальвачев, В.С.Крисевич. Программирование на языке PASCAL для персональных ЭВМ ЕС, Мн. "Вышэйшая школа",1989.

2. А.Ш.Блох, А.Т.Кузнецов. Вычислительная математика и программирование. Мн., "Народная асвета",1988.

3. С.А.Абрамов, Е.В.Зима. Начала информатики. М.-"Наука",1990.

4. Д.В.Офицеров, А.Б.Долгий, В.А.Старых. Программирование на персональных ЭВМ. Мн., "Высшая школа",1993

5. М.Ф.Поснова, Л.В.Стрикелева, Н.Н.Поснов. ЭВМ для всех. Мн., "Университетское",1990.

6. Ю.С.Бородич, А.Н.Вальвачев, А.И.Кузьмич. PASCAL для персонального компьютера.-Мн.:Вышэйшая школа,1991.

7. В.А.Савельев и др. Персональный компьютер для всех в 4-х книгах.-М.:Высшая школа,1991.

 

 

Учебное издание