Лекция 3. Государство и его органы в системе социального партнерства.

План:

1. Роль государства как субъекта СП.

2. Государство в механизме социального партнерства.

 

1. Одной из важнейших задач в области политики государства является созда­ние условий для реализации гражданами своего конституционного права на труд в системе социально-трудовых отношений, базирующихся на принципе социального партнерства.

Государство занимает особое место в системе социального партнерства. Во-первых, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, определяющие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников - объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т.п. Во-вторых, государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами. В-третьих, само государство выступает в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня. При определении положения сторон социального партнерства государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, т.е. на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений. Иными словами, государство создает предпосылки для легитимного формирования институтов гражданского общества. Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Украине выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений. Задачи системы государственного регулирования социально-трудовых отношений: - законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах; - контроль за исполнением законов; - выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.) Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений. К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д. Целями трудового законодательства являются: - установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; - создание благоприятных условий труда; - защита прав и интересов работников и работодателей. Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на государственные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей. В Украине в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. Законодательная власть в Украине представлена Верховной Радой. Исполнительная власть осуществляется правительством Украины. Она призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, определяет меру наказания при нарушении принятых парламентом законов, принимает участие в разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких обязательств при заключении соглашений. Их задачей являются стимулирование и координация переговорного процесса, обеспечение единообразия при установлении условий труда в данной местности, отрасли и прочее. Опосредованный характер взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями выражается в том, что они, устанавливая связи, фактически напрямую в большинстве случаев не взаимодействует с членами проф­союзов, работниками трудовых коллективов, всеми предпринимателями, работода­телями. Поэтому органы государственного и муниципального управления должны постоянно иметь в виду, каков авторитет и влияние тех или иных профсоюзов, об­щественных объединений предпринимателей, их руководящих структур среди тру­довых коллективов, работников отраслей, интересы которых они представляют. Органы государственной власти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социального партнёрства, выступают не только как посредники или арбитры, осуществляющие согласование интересов работников и работодателей, но и как собственники производственных мощностей, организаторы производственного процесса и как работодатели. По этому поводу продолжаются споры, дается раз­личная оценка роли государства, властных структур в системе социального парт­нёрства. Чем должно заниматься государство? Выполнять роль медиатора (по­средника) или участника и полноценного партнёра в системе трудовых отноше­ний? В рамках украинской модели социального партнерства государство выполня­ет роли и работодателя, и посредника, в зависимости от удельного веса контроль­ного пакета акций на предприятии; в акционерном объединении или в отрасли. .Роль государства в социальном партнерстве определяется тем, что государство создает и поддерживает его правовые и политические основы, в частности, нормативно-правовую базу (например, таково законодательство о профсоюзах, о способах разрешения трудовых конфликтов, о занятости, о социальном обеспечении). 2 Институциональная роль государства в обеспечении социального партнерства состоит в создании и функционировании внутригосударственных, региональных и международных органов социального партнерства. Механизм социального партнерства в принципе выглядит следующим образом: - по отношению к обществу государство берет на себя ответственность за социальные гарантии, получая взамен легитимность власти и общественную поддержку; - по отношению к предпринимателям государство обеспечивает гарантии прав собственности, благоприятный предпринимательский климат, поддержку национального бизнеса во внешнем мире, получая взамен поддержку со стороны предпринимателей, строгое соблюдение установленных государством норм и правил; - по отношению к наемным работникам государство берет на себя ответственность за разработку, принятие и контроль соблюдения социально направленного законодательства. Государство, объединяя всех граждан, способно представлять в системе социального партнёрства их общие интересы и цели, выражать общую волю народа, обеспечивать претворение её в жизнь, применяя самые разнообразные технологии, в том числе умиротворения, сдерживания, раскола «по горизонтали» и «по верти­кали». Реализацию технологий умиротворения можно проследить на примерах привлечения государственной службой, органами власти на свою сторону лидеров отдельных проф­союзов в целях создания своего рода противовесов менее лояльным профсоюзным объединениям и организациям. В качестве объектов в аграрном секторе использу­ются свободные профсоюзы крестьянских фермерских хозяйств (в противовес профсоюзам аграриев, Аграрному союзу). В промышленности и на транс­порте роль умиротворителя и противовеса нередко выступают профсоюзные орга­низации Федерации профсоюзов Украины, конфликтующего с профсоюзами ФНПУ. Правда, при исполь­зовании технологий умиротворения порой возникали и возникают трудноразреши­мые проблемы, воздействующие на позиции ряда профсоюзных объединений в от­ношениях с властными структурами. Главным компонентом технологии сдерживания является принципиальный отказ от каких - либо уступок в социально-экономической политике, прежде всего в вопросах финансирования. Технологии сдерживания подкрепляются чаще всего фактическим отказом институтов государственной власти при определённых условиях от взаимодействия с профсоюзами, группами и комитетами давления. Иногда даже объявляются своего рода запреты на лоббирование конкретных социальных вопросов. На практике технологии сдерживания реализуются властными структурами путём использования превентивных мер, а именно, ответного, встречного давления на профсоюзы, реорганизации отдельных звеньев системы государственного управления. Как известно, реорганизация, к примеру, министерств, ведомств, комитетов, снижение статуса одних и повышение роли других органов государствен­ного управления затрудняют вход групп давления, профсоюзов во властные струк­туры, устраняют в известной мере утвердившиеся процедуры принятия совместных решений, договоров, соглашений, а также дезавуирует ранее принятые. В системе социального партнёрства институтами государственной власти достаточно эффективно используются технологии «раскола по горизонтали», выра­жающиеся в удовлетворении групповых притязаний одних - менее слабых и про­тиводействии другим - более сильным - профсоюзным объединениям и организа­циям; в создании исполнительной властью альтернативных групп давления и обес­печении им поддержки в интересах проведения экономических реформ. Техноло­гии сдерживания, как свидетельствует опыт, осуществляются и путём «раскола по вертикали». Это выражается в перенесении взаимодействия властей с конфлик­тующими корпоративными группами на индивидуальный уровень. В целях сдер­живания могут создаваться различного рода комиссии, советы, полномочия кото­рых позволяют «гасить» или ослаблять выдвигаемые требования. К примеру, на заседаниях трехсторонней комиссии рассматриваются вопросы: - стабилизации и подъёма экономики, укрепления экономического и финансового положения; - проведения согласованной политики обеспечения роста реальной заработной платы, восстановления её роли в достижении высокопроизводительного труда, формировании доходов населения; - развития рынка труда и гарантии занятости населения; социального страхования, социальной защиты и развития отраслей социальной сферы; - защиты трудовых прав, охраны труда, обеспечения промышленной и экономической безопасности; - разработки законодательной базы развития партнёрских отношений. Важная роль в системе социального партнёрства принадлежит координацион­ным комитетам содействия занятости, создаваемым органами государственной власти в центре и на местах. Например, в координационные комитеты содействия занятости входят представители трёх сторон: государственных органов службы занятости, профсою­зов и союзов (ассоциаций) работодателей всех форм собственности. Кроме того, в них могут быть включены с правом совещательного голоса представители и других заинтересованных организаций, в частности, общественных объединений, защи­щающих интересы отдельных групп и слоев населения, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Основная функция комитетов - выработка взаимоприемлемых, согласованных решений по определению конкретных мер в осуществлении политики занятости, в реализации прав граждан на свободную избранную занятость. Им делегированы функции согласования интересов субъектов рынка труда и разрешения возникающих противоречий. Комитеты содействия занятости координируют взаимодействие отдельных блоков инфраструктуры и всех заинтересованных организаций по решению конкретных проблем на рынке труда, возникающих на региональном и ме­стном уровнях. Одним из основных направлений в деятельности комитетов занятости являет­ся ограничение уровня безработицы, так как в течение 90-х гг. наблюдалась устойчивая тенденция роста безработицы. Властные структуры совместно с объединениями работодателей, предпринимателей разрабатывают и осуществляют целевые программы по повышению уров­ня занятости населения. Таким образом, можно сделать вывод, что основными функциями государства в системе социального партнерства являются: - согласование между партнерами трудовых отношений направлений социально-экономической политики, мер по защите всех субъектов социально-трудовых отношений; - формирование механизмов и институтов, способствующих согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях; - создание соответствующих органов, комиссий, призванных заниматься решением задач развития социального партнерства; - содействие расширению участия трудящихся в управлении предприятиями, отраслями производства, делами государства и обществ; - снижение уровня и смягчения остроты социально-трудовых конфликтов и совершенствование практики примирительных и согласительных процедур.