Сущность цены и ее виды

Цена - выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. В этой своей функции цены участвуют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, влияют на рост производства и производительности труда, повышение уровня жизни населения.

При помощи цеп определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью, сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен па товары зависит уровень жизни населения. В цене, таким образом, фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

Цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

> Учетная функция позволяет оценить затраты и результаты производства.

> Стимулирующая функция призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции.

> Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты. С помощью этой функции цены решаются социальные задачи.

> При переходе к рыночной экономике цена выполняет функцию учета спроса и предложения.

Становление рыночной экономики сопряжено с применением свободных (рыночных) и государственных (фиксированных, регулируемых и предельных) цен.

Свободная цена — рыночная цена, складывающаяся на основе согласования интересов сторон (продавцов и покупателей) под воздействием спроса, предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Свободная цена включает в себя налог на добавленную стоимость (НДС), а по некоторым товарам народного потребления учитывает также сумму акциза по установленным ставкам.

Государственные цены — цены, установленные государством на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги.

Государственные цены подразделяются на цены фиксированные, регулируемые и предельные.

> Фиксированная цена — твердо установленная государством цена (тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды населения; цены на прокат из драгоценных металлов и сплавов, лом и отходы из них; цены на алмазное сырье, драгоценные, полудрагоценные, синтетические и искусственные камни и изделия из них). Как правило, фиксированные цены приводятся в прейскурантах.

> Регулируемая цена – цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции (регулирование в регионе тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения)). Особый порядок регулирования цен на продукцию предприятий монополистов установлен с 1992 г.

> Предельная цена — государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления (цены на лекарства, газ и др.). Цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

Цены в зависимости от обслуживаемой сферы (промышленность, сельское хозяйство, население) подразделяются на оптовые (закупочные), цены производителей и розничные.

> Оптовая цена — цена на товар, продаваемый предприятиями крупными партиями (оптом). Оптовые цены могут быть свободными и государственными.

> Закупочная цена – вид оптовой цены, применяемой при закупках государством на внутреннем рынке. Закупочные цены являются свободными, они дифференцируются от качества продукции и с учетом географической сегментации рынка.

> Цена производителя — цена, получаемая производителем за реализацию товаров (оказание услуг). Формируется обычно как цена франко-станция отправления (т. е. без учета стоимости доставки продукции до потребителя) и не включает в себя налог на добавленную стоимость и дотации.

> Розничная цена — цена, по которой продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителям. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учетом ситуации на рынке. Обычно розничные цены выше оптовых.