Сознание и отражение. Формы отражения в природе.

Исходя, из такого определения сознания, приступим к выяснению его генезиса. Какие условия необходимы для возникновения именно такого феномена мира – внутренние противоречивого, идеально-материального, рационально-эмоционального, индивидно-общественного.

Диалектический материализм исходит из общематериалистической позиции о вторичности сознания, о его посюстороннем, земном, материально обусловленном происхождении. Сознание не абсолютно, не независимо от материи (бытия природы) и не субстанциально-субъектно, не параллельно с материальной действительностью. Оно, по условию основного вопроса философии, каким-то образом происходит из некоторых первичных свойств материального мира. Таким исходным и всеобщим свойством природы материализм считает универсально присущее ей свойство отражения.

Отражение – это способность материальных предметов сохранять в своей структуре изменения, вызванные воздействием на них других материальных предметов. Отпечаток лапы зверя на снегу, выветривание горных пород под воздействием климатических условий, возбуждённые состояния нервной системы животных, воспринимаемые, ими как ощущения – всё это формы отражения в неживой и живой природе. В каждом из подобных случаев происходят (возникают) структурные изменения в предмете, испытавшем воздействие другого предмета. При этом данные изменения строго соответствуют определённым свойствам воздействовавшего предмета. Воздействовавший и испытавший воздействие предметы сказываются скоррелированными, обладающими свойствами, отражёнными в другом предмете. Жёсткий резец оставляет след в обрабатываемом мягком материале: жёсткое запечатлено в мягком, мягкое отражает жёсткое.

Свойства воздействовавшего предмета отражаются в свойствах предмета, испытавшего воздействие. Полученные новые свойства последнего свидетельствуют об определённых свойствах первого. В результате мы можем сказать, что предмет, испытавший воздействие, несёт в себе информацию о некоторых свойствах предмета, воздействовавшего на него.

Предмет, несущий в себе информацию о другом предмете называется моделью этого другого предмета. След животного на снегу является моделью лапы животного, оставившего этот след. Причудливые формы выветрившихся скал являются моделью климатических процессов данной местности. Взаимодействия предметов в природе порождают массу моделей, которыми являются по существу все предметы мира, поскольку нет в природе изолированных, не взаимодействующих с друг с другом предметов. Природа переполнена моделями, любой предмет являются в той или иной степени моделью (совокупностью моделей) других предметов, по существу всей массы всех других предметов мира. Это замечали уже древние: всё во всём, в малом – большое, в микрокосме – макрокосм, говорили они.

Всякая модель, таким образом, имеет двойственное – материально-информативное существование. Как материальный предмет модель равна самой себе. В ней нет ни грана «тела», вещества другого предмета, но, неся в себе информацию о свойствах воздействовавшего предмета, она информационно равна этому другому предмету, может заменить его собой, быть использована вместо него. Картина, рисунок, портрет человека материально не имеет ничего общего с изображённым человеком, но порядок расположения красок на портрете совпадает со структурой лица, в нём запечатлённого. И мы говорим, отыскивая среди разных портретов нужный: «Вот – Пушкин». Хотя перед нами вовсе не наш великий поэт, а просто бумага с нанесёнными на неё линиями и красками.

Тело модели – вещественно, но информация, заключённая в ней нематериальна, идеальна. Модель, таким образом, имеет двойственное, материально-идеальное существование. Идеальное, таким образом, не выдумка идеалистов-философов и не бог весть какая причудливая и сложная вещь. Идеальное разлито в природе, во всей материи, это такое же всеобщее свойство материи, как и её вещественность, телесность.