Дальнейшее развитие психоаналитической теории

 

Для Фрейда основным объектом являлись внутренние невротические конфликты, которые возникают в эдипов период. Однако в 1930-х гг. психоаналитики начали сталкиваться с пациентами, чьи трудности, по-видимому, возникали много ранее и, следовательно, были погребены намного более глубоко в бессознательном.

Мелани Клейн (1882-1960)   Идеи Клейн оказали глубокое влияние на теорию объектных отношений - возможно, наиболее популярную область психоаналитического мышления сегодня - расширила рамки изучения бессознательного; по ее мнению Суперэго закладывается не на эдиповой стадии, а практически сразу после рождения; ключевым в ее теории стало понятие инстинкта смерти, который проявляет себя в агрессивных фантазиях и игре детей; считала, что эта врожденная агрессия имеет такое же, если не более важное значение, как и сексуальное влечение; по ее мнению, проявление сознательной любви неразрывно связано с угрызениями совести, вызванными деструктивной ненавистью (стоит нам только осознать, насколько внутренне жестокими мы можем быть по отношению к тем, кого любим, и мы сразу осознаем, насколько необходимо заботиться об отношениях, которые мы ценим); агрессия и любовь действуют в качестве организующих сил психики, причем агрессия расщепляет ее, а – любовь снова объединяет; наш опыт общения с наиболее любимыми и ненавидимыми «объектами» (или значимыми для нас окружающими) определяет наше мировоззрение и мироощущение
Доналд Уинникотт (1896-1971) (перед тем, как стать психоаналитиком, работал педиатром)     его идеи повлияли на теорию объектных отношений - его психоаналитическая теория основывалась на предпосылке, что психику нельзя понять, если рассматривать ее как существующую в изоляции; развитие «Я» младенца будет благополучным только в игровой, любящей и, самое главное отражающей среде, создаваемой вниманием матери (или основного опекуна); заметил, что в основе личной идентичности лежит прежде всего ощущение бытия; при формировании личности ощущение собственного существования более значимо, чем сексуальные или агрессивные влечения; считал, что основа всех последующих функций личности закладывается, когда набирает силу ощущение собственного бытия.   Ввел термин «достаточно хорошая мать». Обязанность матери – создать среду, в которой ребенок сможет выработать с течением времени истинное и аутентичное ощущение себя. Эта обязанность может быть выполнена достаточно хорошей, но не совершенной матерью, которая способна удовлетворять потребности ребенка большую часть времени. Проводил грань между истинным «я» и ложным «я». Ложное «я» - это реакция, возникающая, когда ребенок чувствует свое бессилие и приспосабливается к потребностям матери, с тем чтобы получить желаемое. Может также проявляется в последующей жизни, когда индивид оценивает все свои желания и действия по реакции других людей. Предложил концепцию переходных объектов или переходных феноменов. Суть: для младенцев и детей (и даже взрослых) определенные объекты приобретают особую значимость (одеяло, игрушечный медвежонок). Уинникотт понял, что мы не совершаем прыжок от совершенно неоформленного ощущения «я» к полностью сформированному «я». Необходимы какие-то переходные звенья. Переходный объект - точка, где встречаются два мира, где внутренний субъективный мир находит внешнюю форму.
Хайнц Кохут (1913-1981)   Влияние Кохута было значительным, породив целый ряд ассоциаций, учебных институтов и журналов. - положил начало психоаналитической школе мысли, называемой я-психологией согласно Кохуту, личность развивается в двух направлениях: одно ведет к зрелости эго, как Фрейд понимал этот термин, а другое — к зрелости «я», области, не имевшей четкого определения; «Я» стало термином, который объединял присущее человеку базовое ощущение реальности и цели, его устремления и идеалы; обнаружил, что ключом исцеления является не интерпретация, а глубоко эмпатическое слушание;   до него нарциссизм считался патологическим состоянием; Кохут понял, что такое состояние является аберрацией (искажением) в сущности нормального процесса и что прохождение через период нарциссизма — это необходимый и здоровый этап взросления; нормальный нарциссизм образует ядро «я» Использовал понятие «я-бъекты» - отражающие (мать) и идеализируемые (отец) люди, которых ребенок считает продолжением самого себя. Со временем эти две функции интернализуются и образуют базис двухполюсного «я». Отражение – нормальный нарциссический процесс, при котором младенец смотрит на свою мать (или основного опекуна) и видит себя отраженным в ее радостном взгляде. Наблюдая отражение собственных положительных качеств, ребенок чувствует свою самоценность. Этот процесс приводит к реалистичным устремлениям, подкрепленным интернализованной похвалой матери. Идеализация – нормальный нарциссический процесс, при котором ребенок проецирует на своего родителя или другого любимого человека качества собственного «я» - доброту, значимость, всесилие, совершенство, чувство реальности.

Дальнейшее развитие психоаналитической терапии