Тема 1. Сущность и функции стратегического менеджмента.
План.
1. Сущность стратегического менеджмента
2. Функции стратегического менеджмента
В современных условиях перед организацией, действующей на рынке товаров и услуг, стоит задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, наращивания своего потенциала
Сущность стратегического менеджмента
Сегодняшней организации в своем функционировании следует придерживаться концепции стратегического менеджмента, что позволит ей добиваться поставленных целей в условиях динамичной и неопределенной среды.
Стратегический менеджмент - деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
Стратегическое - наиболее долгосрочный из всех видов планирования.
В США - 4-7лет, в бывшем СССР - 5 лет.
Стратегическими можно назвать (реально) планы, лежащие в интервале 1.5-3 года, с отдельными предположениями до 5 лет.
Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены на рис. 1. [28, с.6 (с некоторыми изменениями)]
Оперативное управление | Отличительный признак | Стратегическое управление |
Производство товаров и услуг | Основное назначение организации | Достижение успеха в долгосрочной перспективе |
Эффективное использование внутренних ресурсов | Способ достижения целей | Поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменениям в окружении |
Ориентация на кратко и среднесрочную перспективу | Важность фактора времени | Ориентация на долгосрочную перспективу |
Работник – один из ресурсов организации, исполнитель работ | Роль персонала | Работник – основа организации, источник ее благополучия |
Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала | Критерии эффективности | Гибкость, готовность к изменениям |
Рис. 1. Характеристики оперативного и стратегического управления
С учетом отмеченных особенностей стратегическое управление — это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном счете позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Организация - открытая система, состоящая из многочисленных взаимосвязанных частей, тесно переплетающиеся с внешним миром.
Основные переменные в самой организации, требующие внимания руководства -внутренние переменные - цели, структура, задачи, технология и люди.
Извне на организацию воздействуют различные факторы:
1. Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на операции организации и испытывают на себе прямое воздействие операций организации. Это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения гос. регулирования, потребители и конкуренты.
2. Факторы косвенного воздействия - состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Задача стратегического менеджмента состоит в достижении целей организации путем оптимального использования ее внутренних переменных (существующего потенциала) с учетом факторов внешней среды и приведении потенциала организации в соответствие с требованиями изменяющейся внешней среды для обеспечения конкурентоспособности и эффективного функционирования в будущем.
Потенциал организации - представляет собой совокупность всех ее возможностей по выпуску продукции и оказанию услуг и охватывает как внутренние переменные, так и возможности общеорганизационного руководства - управленческий потенциал.
Конкурентоспособность - способность предприятия противостоять другим предприятиям, вести с ними успешную борьбу за рынки сбыта товаров и услуг.
Рис. 1. Взаимосвязь основных понятий стратегического менеджмента
Стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Различают четыре группы таких правил.
1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности организации в настоящем и перспективе. При этом качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание - заданием.
2. Правила, по которым строятся отношения организации с внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет использовать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства перед конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса
3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации - организационная концепция.
4. Правила, по которым организация ведет свою повседневную деятельность -основные оперативные приемы.
Деловая стратегия состоит в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат организации высокую рентабельность. Это обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации.
Процесс разработки стратегии включает:
• определение миссии организации:
• постановку целей;
• формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение.
Функции стратегического менеджмента.
1. Планирование. Эта функция предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы их достичь. Выполнение функции отвечает на три основных вопроса.
• где мы находимся в настоящее время?
• куда мы хотим двигаться?
• как мы собираемся сделать это?
2. Организация. Это, во-первых, создание некой структуры большого количества различных элементов, во-вторых, определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из общего количества заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по стратегическому менеджменту.
3. Мотивация. Задача этой функции заключается в выявлении побудительных мотивов деятельности каждого члена организации с целью адресного делегирования конкретных заданий, что позволяет организации функционировать более эффективно.
4. Контроль. Функция предотвращения нежелательных отклонений в деятельности организации.
Курс лекций по
стратегическому менеджменту