Тема 1. Сущность и функции стратегического менеджмента.

План.

1. Сущность стратегического менеджмента

2. Функции стратегического менеджмента

 

В современных условиях перед организацией, действующей на рынке товаров и услуг, стоит задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, наращивания своего потенциала

 

Сущность стратегического менеджмента

Сегодняшней организации в своем функционировании следует придерживаться концепции стратегического менеджмента, что позволит ей добиваться поставленных целей в условиях динамичной и неопределенной среды.

Стратегический менеджмент - деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

Стратегическое - наиболее долгосрочный из всех видов планирования.

В США - 4-7лет, в бывшем СССР - 5 лет.

Стратегическими можно назвать (реально) планы, лежащие в интервале 1.5-3 года, с отдельными предположениями до 5 лет.

Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлени­ем, практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад, представле­ны на рис. 1. [28, с.6 (с некоторыми изменениями)]

 

Оперативное управление Отличительный признак Стратегическое управление
Производство товаров и услуг Основное назначение организации Достижение успеха в долгосрочной перспективе
     
Эффективное использование внутренних ресурсов Способ достижения целей Поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменениям в окружении
     
Ориентация на кратко и среднесрочную перспективу Важность фактора времени Ориентация на долгосрочную перспективу
     
Работник – один из ресурсов организации, исполнитель работ Роль персонала Работник – основа организации, источник ее благополучия
     
Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала Критерии эффективности Гибкость, готовность к изменениям

 

Рис. 1. Характеристики оперативного и стратегического управления

 

С учетом отмеченных особенностей стратегическое управление — это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое ре­гулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конку­рентных преимуществ, что в конечном счете позволяет организа­ции выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом сво­их целей.

 

Организация - открытая система, состоящая из многочисленных взаимосвязанных частей, тесно переплетающиеся с внешним миром.

Основные переменные в самой организации, требующие внимания руководства -внутренние переменные - цели, структура, задачи, технология и люди.

Извне на организацию воздействуют различные факторы:

1. Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на операции организации и испытывают на себе прямое воздействие операций организации. Это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения гос. регулирования, потребители и конкуренты.

2. Факторы косвенного воздействия - состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Задача стратегического менеджмента состоит в достижении целей организации путем оптимального использования ее внутренних переменных (существующего потенциала) с учетом факторов внешней среды и приведении потенциала организации в соответствие с требованиями изменяющейся внешней среды для обеспечения конкурентоспособности и эффективного функционирования в будущем.

Потенциал организации - представляет собой совокупность всех ее возможностей по выпуску продукции и оказанию услуг и охватывает как внутренние переменные, так и возможности общеорганизационного руководства - управленческий потенциал.

Конкурентоспособность - способность предприятия противостоять другим предприятиям, вести с ними успешную борьбу за рынки сбыта товаров и услуг.

Рис. 1. Взаимосвязь основных понятий стратегического менеджмента

 

Стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Различают четыре группы таких правил.

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности организации в настоящем и перспективе. При этом качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание - заданием.

2. Правила, по которым строятся отношения организации с внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет использовать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства перед конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации - организационная концепция.

4. Правила, по которым организация ведет свою повседневную деятельность -основные оперативные приемы.

Деловая стратегия состоит в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат организации высокую рентабельность. Это обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации.

Процесс разработки стратегии включает:

• определение миссии организации:

• постановку целей;

• формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение.

Функции стратегического менеджмента.

1. Планирование. Эта функция предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы их достичь. Выполнение функции отвечает на три основных вопроса.

• где мы находимся в настоящее время?

• куда мы хотим двигаться?

• как мы собираемся сделать это?

2. Организация. Это, во-первых, создание некой структуры большого количества различных элементов, во-вторых, определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из общего количества заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по стратегическому менеджменту.

3. Мотивация. Задача этой функции заключается в выявлении побудительных мотивов деятельности каждого члена организации с целью адресного делегирования конкретных заданий, что позволяет организации функционировать более эффективно.

4. Контроль. Функция предотвращения нежелательных отклонений в деятельности организации.


Курс лекций по

стратегическому менеджменту