Формирование системы непрерывного образования
Проблема состоит в том, чтобы найти механизм постоянного повышения квалификации всех занятых специалистов в процессе перехода от одного уровня имеющихся знаний и навыков к другому- более высокому, инвариантному.
Поиски механизма повышения образовательного уровня кадров привели к появлению целого ряда государственных программ. Речь идет сегодня не о том, нужна ли переподготовка или нет, а о том, кто и как будет ее осуществлять и кто платить.
Система повышения квалификации работников включает в себя отраслевые институты повышения квалификации, курсы, институты, факультеты переподготовки и дополнительного образования в высших и средних специальных учебных заведениях, постоянно действующие курсы при областных комитетах по культуре и искусству.
Задача этих учреждений состоит в том, чтобы осуществлять переподготовку всех категорий работников, в том числе кадров культуры и искусства:
а) имеющих специальную профессиональную подготовку;
б) имеющих не специальную профессиональную подготовку;
в) не имеющих никакой специальной профессиональной подготовки.
Система дополнительного образования и переподготовки кадров нацелена на решение следующих задач:
а) охват всех категорий работников;
б) непрерывность образовательного процесса;
в) разносторонность системы повышения квалификации работников системы повышения квалификации работников — повышение профессионального и общекультурного уровня кадров.
Учебный процесс в системе повышения квалификации и переподготовки обусловлен решением следующих задач:
— распространение новых научных знаний;
— создание условий для обмена идеями и опытом работы;
— поддержание инновационных региональных и местных программ по расширению возможностей участия общественности в управлении социокультурной сферой;
— повышение профессионального мастерства.
Учебный процесс в данной системе образования имеет свои особенности, которые следует учитывать при организации и осуществлении программ обучения:
— разноплановый состав обучающихся (по образованию, занимаемым должностям, опыту работы, возрасту, условиям работы и др.);
— методика преподавания (акцент на активные формы обучения: деловые игры, вовлечение в решение реальных проблем);
— привлечение в учебный процесс лучших специалистов-практиков;
— насыщение учебных планов и программ актуальной тематикой и острыми проблемами.
И руководителям, и обучающимся необходимо усвоить некоторые принципиальные педагогические требования, относящиеся к системе повышения квалификации.
1. Человек всегда лучше усваивает новые знания, когда непосредственно сам участвует в решении реальной проблемы.
2. Эпизодическое обучение в аудитории всегда менее эффективное, чем практика.
3. Лучший результат дает активное обучение в неоднородных группах и в незнакомых ситуациях.
4. Инструментом эффективного обучения является личное знакомство с инновационной деятельностью других учреждений.
5. Руководитель должен осознать необходимость обучения, выделять для этого средства и время, поощрять людей за учебу, лично участвовать в нем, если процесс обучения идет на рабочем месте.
Указанные принципы формируют особый метод обучения — обучение через деятельностъ, в котором люди учатся наиболее эффективно, в том числе друг у друга, работая над проблемами и используя свой опыт. Обучение через деятельность преодолевает проблему трансформации знаний в навыки, а в его основе находится система низовых обучающих форм — районные семинары работников культуры.
Такие семинары, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц в течение 1-2-х дней. Учебный год, как правило, начинается в сентябре и заканчивается в июне.
Участие в семинарах представителей названных органов и организаций создает условия для оказания эффективной помощи в решении вопросов укрепления материальной базы социально-культурных учреждений, социально-бытовых и других проблем.
Учебный год в постоянно действующих районных семинарах целесообразно завершать проведением научной, научно-практической или научно-методической конференции.
В настоящее время еще многие клубные учреждения страны не укомплектованы квалифицированными кадрами. В среднем процент специалистов в различных регионах колеблется от 45 до 75.
Следовательно, на работу в клубы приходят лица, не имеющие необходимых знаний и навыков в работе. Для этой категории целесообразно проводить стажировки на базе лучших учреждений культуры.
Такая форма повышения квалификации многое дает и выпускникам вузов и училищ культуры. На уровне района используются и другие формы повышения квалификации. Это могут быть школы передового опыта, творческие лаборатории, деловые игры и т.д.
Для того, чтобы вся система повышения квалификации, все ее звенья на различных уровнях функционировали эффективно, необходимо вырабатывать у слушателей готовность к самостоятельному изучению материалов. Это условие является изначальным в системе повышения квалификации.