Характеристика времени в социокультурном мире.

В целом проблема времени начала рассматривается философией только в 20 веке, т.к. время сопоставлялось с конечностью человеческого бытия, а философия имела дело только с вечным. Единственным философом древности, рассматривающим проблему времени был Аврелий Августин.

Время по Августину это нечто такое, чего уже нет. Прошлое доступно нам через воспоминания. Оно изменчиво, поскольку это не бытие и воспоминаниями мы вспоминаем то одно, то другое. Мы живём в настоящем – то что подлинно, то, что существует. Будущее – бытие, которого еще нет. В будущее можно вкладывать всё что угодно.

В философии 20-го века появилась работа «Бытие и время». Хайдеггер показывает, как человек связан со временем. Существование человек временно. Человек живёт и «временит». Создаёт своё время своими поступками и деяниями. Времени без человека нет.

Время в мире культуры проявляет себя как событие. Событие узнается тогда, когда происходящее меняет нашу жизнь. Событие – то, что делит жизнь на пополам. На до и после. Такое понимание события (как необратимости) имеет свою историю. Это понимание события присуще христианской культуры. В античной культуре не мыслили событие.

В христианской культуре время линейно, есть начало и конец. Рождение Христа – событие. В исламской культуре событие (отчет времени) идёт от другой точки.

В мировой истории можно отметить массу знаковых событий. Например, 11-ое сентября. Изменилось понимание безопасности в мире. Опасно везде.

Событие является спецификой социокультурного мира. Однако повседневная жизнь состоит из деятельности. Время деятельности.

Это время также связано с жизнью человека. Это некое особое время, которое можно охарактеризовать как длительное настоящее. Когда человек погружается в этом время деятельности, человек оказывается захвачен этим временем до того момента, пока человек не сделает что-либо.

Отдельный вид времени – время не-делания. Время праздника. Это касается общественных праздников, религиозных праздников и т.д.

Возраст человека постоянно меняется с течением времени. В традиционном обществе понимали, что человек проживает несколько жизней.

В современном обществе появляется понятие детство, которого раньше не было.

Сейчас мы живём в таком обществе, в котором никто и никогда не жил. Молодежь всегда были «недо-людьми». Сейчас же – нет. Все индустрии, экономика, развлечения, реклама ориентированы на молодежь и семью в целом.

Время в современности имеет свою ценность. С точки зрения ценностного ресурса выделяют прошлое, настоящее и будущее. Ценность прошлого – ценность мемориала (память о прошлом). Настоящее время – ценность капитала (Общество сосредоточено на том, что происходит здесь и сейчас). Будущее время как ценностный ресурс имеет ценность идеала, время как идеал. Имеется ввиду общественные идеалы, как видеться мир в будущем. Все ресурсы вкладываются в будущее.

Если посмотреть на историю России, то наша страна всегда выбирала будущее. Наша культура ориентирована на будущее. Пример – принятие христианства. Это первая «русская революция»: всё прошлое сменяется и уничтожается. Другой пример – Петровские реформы. Полный отказ от прошлого. Всё ориентировано на идеал – когда-то мы построим такое общество, которого никогда никто не видел. Подтверждением этого тезиса также является создание СССР и его распад.

Индивидуальное начало в социокультурном мире.

Как проявляется это начало? Прежде всего, речь идёт о том, что создаёт человек, что он производит. Это продукты производства и произведения культуры.

В современном обществе продукты производства не являются индивидуальным, уникальным. Массовому обществу – массовое потребление. Наш мир наполнен вещами, которые неотличимы друг от друга. В современном производстве вещей заложена недолговечность.

В прошлом же вещи производились индивидуально. Они производились на долгое время и жили с людьми очень долго.

Не было в прошлом и понятия авторства.

В эпоху возрождения формируется антропоцентрическая картина мира. Человек встаёт в центр мира, на место бога. Появляется автор, появляется творец.

Ответственность делает человека уникальным.

Дантовы координаты (термин Конева В.А.) – координаты души человека, его духового мира.

Человек является истоком мира. Каждый раз совершая какой-то выбор, совершая какой-то поступок человек становится индивидуальностью. Поэтому, чтобы человек стал тем, кого можно назвать истоком социокультурного мира человек должен пройти определенный путь развития.

Как этот путь проходится? Дантовы координаты – путь человека, который он проходит для становления индивидуальности.