PR в межэтнических отношениях.
Анализ происходящих в мире и России процессов показывает, что одной из важнейших проблем современности становится этнонациональная. Специалисты PR должны учитывать, что этнонациональный фактор особенно наглядно проявляется в условиях обострения борьбы за суверенитет и государственную независимость, за будущее национальной культуры и самобытность народов. Не меньшую актуальность этнонациональный фактор приобретает и для PR-органов местного самоуправления, поскольку они имеют непосредственный контакт со всеми формами проявления этнических отношений.
Среди социальных кризисов современности особо разрушительным воздействием на все стороны жизнедеятельности общества отличаются этнополитические конфликты.
Базовым и наиглавнейшим при планировании PR-акций является положение о том, что люди различных национальностей и этнической принадлежности составляют множество целевых аудиторий, а не огромную монолитную группу с одинаковыми интересами. Так, реально действующими субъектами этнонациональных отношений в регионах выступают диаспоры, которые представляют совокупность людей одной национальности, живущих вне пределов своей исторической Родины. Именно с этими образованиями имеют (или должны иметь) дело региональные, местные органы власти и структуры PR.
PR-специалистам следует обращать особое внимание на болезненные точки аудиторий национальных меньшинств. В России сложились и продолжают углубляться напряженные этнонациональные проблемы. Непосредственными источниками реальных угроз в сфере межнациональных отношений стали: попытки сформировать на территории России анклавы по этническому принципу; углубление социально-экономического неравенства различных народов и этнических групп; рост перемещений представителей этноса, миграция беженцев и вынужденных переселенцев; массовые нарушения гражданских прав и свобод в отдельных регионах страны.
Важным индикатором состояния межэтнических отношений этносоциологи обоснованно считают миграцию русского населения из постсоветских государств. В начале 1990-х гг. число русских, стремившихся покинуть Кишинев, Тбилиси и Ташкент, удвоилось по сравнению с 1980-ми гг. Но установки и ожидания мигрантов не всегда совпадают с реальными возможностями их обустройства в России.
По признаку конфликтности все болевые точки России специалисты классифицируют следующим образом:
• районы острых кризисных ситуаций (Чечня, осетино-ингушский конфликт);
• районы потенциально глубоких кризисных ситуаций (ряд республик и краев Северного Кавказа, Дагестан);
• районы сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкирия, Тува);
• районы умеренного регионального сепаратизма (Республика Коми, Якутия (Саха), Бурятия);
• районы вялотекущего сепаратизма, который присущ отдельным национальным диаспорам (корейцы, греки, армяне и др.), которые еще возможно направить в русло созидательной работы.
PR-органы государственного и местного управления призваны следить, воздействовать и эффективно решать те проблемы, которые влияют на создание и поведение представителей этнических сообществ и диаспор. Они должны осуществить превентивные меры, которые снимут межнациональную напряженность и предотвратят возможные конфликты.