Проблема деидеологизации и реидеологизации

Как было отмечено, попытки игнорирования идеологии, создания системы мировоззрения «идеологической стерильности» иллюзорны. Требования «освободиться (отказаться) от идеологии» противоречат ее сути: невозможно с помощью лозунгов, заклинаний отменить то, что является имманентным моментом жизни общества. Даже агрессивная критика идеологии чаще всего является лишь формой испытания образцов на рождающихся идеологий альтернативного порядка в борьбе «за место под солнцем». Реально вопрос может сводиться к отказу от определенной идеологии, ее смене, переидеологизации, приведению к новому качественному содержанию, объективно отражающему действительные социально-исторические реалии.

Проявление функций идеологии имеет свою специфику в зависимости от политического режима, условий социальной среды, природы субъекта социальных действий, развитости культуры и т. п. В частности, в закрытых (авторитарнотота-литарных) обществах господствующая элита (номенклатура) использует вертикаль власти в условиях гипертрофированной триады «Партия - Государство - Идеология», в которой партия становится государственной структурой («огосударствление партии») и осуществляет монопольное («опартивание» государства) политико-идеологическое давление на народ. Властно-управленческие структуры при безраздельном господстве одной (моно) идеологии стремятся свести реальное многообразие социальных интересов, различия в жизнедеятельности социальных сил к однообразию и создать «общенародное государство», «единый народ», «эгалитарное равенство», «идеократию» и т. п. Чтобы достичь и удержать такого рода государства, необходимы соответствующие механизмы «огосударствления общества»: централизация власти авторитарно-тоталитарного характера, подавление инакомыслия, насилие (принуждение) по отношению к большинству населения. При этом идеократия - это комплексное явление, характеризующее развитие идеальной (идеологической, религиозной) доминации в жизнедеятельности общества: идеология (религия) изначально господствует в гражданской сфере, а человек подчиняется официальным ценностям, получая для своего поведения социальный ориентир. Данная мобилизационная идеология выступает всеохватывающей духовной (гипертрофированная идеологизация) диктатурой, имеющей целью достижение социальной гармонии путем тотального единения социума на основе одной (моно) - доминирующей системы ценностей и убеждений. Это позволяет производить коренную перестройку человеческого (общественного) сознания и общественных отношений в соответствии с основными постулатами авторитарно-тоталитарной системы левого (социализм) или правого (фашизм) толка. История подтвердила трагическую бесперспективность подобных систем с тенденциями к консерватизму, статичности, милитаризации, застою и, в конечном счете, стагнации и коллапсу подобных жизнеустройств.

Негативное отношение и борьба с подобного рода идеологиями, играющими роль коллективного ослепления людей, обусловили появление концепции деидеологизации («конца идеологии»). Главное ее требование — это отказ каждое социальное явление рассматривать, измерять идеологической (гипертрофированная идеологизация) меркой. В данном аспекте деидеологизация связана со значением меры идеологизации, идеологической нагрузки различных сфер общественной жизни, с чем сегодня нельзя не считаться. Соблюдение этого критерия позволяет снимать тотальный, дегуманизированный характер контроля со стороны идеологии за жизнедеятельностью общества. Это означает отказ от идеологической индокринации, то есть решения социальных проблем только на основе идеологического критерия (подхода).

В открытых обществах, наоборот, обосновывают наличие социальной дифференциации и, соответственно, многообразие функциональных групп интересов и различных по содержанию и характеру видов идеологий - национальных, групповых, религиозных, общественно-политических объединений и движений и др. Победоносная формула «плюралистическая демократия + социально ориентированный рынок» обусловливает рассматривать данное многообразие как обязательное условие стабильной устойчивости и динамизма и в обществе, и в государстве.

Вместе с тем устремления различных социальных сил в условиях плюралистической демократии, многопартийности в выборе общественных приоритетов, форм реализации политической власти, сценариев социального развития исключают идеологический вакуум. Идеологический плюрализм означает, что не может быть простого тождества в идейных устремлениях различных социальных общностей и групп, того единомыслия, которое насильно насаждается в закрытом обществе. Но такое различие вовсе не отрицает ни идейного единства, ни возможности достигать консенсуса в социально-политических решениях на основе согласования разных интересов. Данное единство при многообразии идеологий подразумевает выработку некоего вектора социальных интересов всего общества, народа как основы общественного согласия. Только в совокупности и конструктивном (консенсусном) взаимодействии основные социальные силы могут образовать жизнеспособные целостность и единство в обществе.

В условиях идеологического плюрализма актуальной проблемой является реидеологизация («возрождение идеологии»), которая сводится к смене идеологий, переидеологизации, приведению к новому качественному содержанию, отражающему динамику социальной реальности, стратификационные подвижки, трансформацию основной шкалы ценностей общественных отношений, образование новых по качеству ее видов. В открытом обществе этот процесс усложняется. В нем личности на основе жизненно-практического опыта, прагматизма и информированности предоставлено самостоятельно выбирать идеи и ценности, составляющие смысл жизни. С этим «средний человек» часто не справляется, все время испытывая недостаток «простых» объединяющих идей и инициируя их появление (обновление).

В современном российском обществе в процессе перехода «от социализма к развитому капитализму» одновременно имеют место и деидеологизация - отказ «от единственно научной социалистическо-коммунистической идеологии», и реидеологизация - формирование рыночной идеологии, являющейся многоуровневым образованием:

- уровень общечеловеческих ценностей, позволяющих интегрироваться российскому обществу в планетарный (глобальный) цивилизационный процесс, ориентированный на парадигму общечеловеческого единства;

- уровень общественных ценностей, выражающих общенародные, общенациональные интересы (конституционный порядок, единство государства и национальностей в мультикультурной среде);

- уровень социально-групповых ценностей, выражающих желательное для них общественное устройство и стиль общественных отношений.

Многообразие идеологических форм объединяет одних и разъединяет других, что, в свою очередь, предполагает необходимость работы, обеспечивающей синтез данных уровней в государственной идеологии. Это обусловливает потребность поиска компромиссов ценностей и групп интересов для расширения зоны совпадения ведущих, объединяющих социальное, стратификационное разнообразие в единое целое — стабильно и динамично развивающееся общество. Наличие взаимной заинтересованности ключевых сил общества выражается в «соглашательской идеологии» — консультации, соглашения, обязательства — в рамках рыночных отношений, отрицающей любые формы диктатуры (группы, партии, личности), но не ослабляя государства. В ее создании особая роль принадлежит социальному государству («государство всеобщего благоденствия») -это новый тип надклассовой государственности, выражающий интересы всех социальных страт и обеспечивающий достойные условия жизни всем гражданам, исключая социальное иждивенчество[46]. Оно связано с идеологией как системой выражения организованных интересов, идеалов с ценностно-оценочной ориентированностью, являющимися неустранимыми компонентами человеческого сознания и поведения, социальных действий. Утопично отрицать данную связь: государство имеет свою идеологическую функцию и не может быть «чистым» от идеологии. Но при этом возникает вопрос, какой быть государственной идеологии?

Остроту данному вопросу придает тот факт, что, как свидетельствует общественно-исторический опыт, придание идеологии определенной социальной группы силы государственной власти приводит к ее огосударствлению. Данный статус ведет к тому, что приоритетной функцией подобной моноидеологии становится защита существующего статус-кво, нетерпимость к идеологиям других социальных: групп, потеря социальной перспективы, догматизация и неизбежный кризис. Поэтому принцип сильной государственности должен реализовываться на консолидирующей базе партнерства ключевых социальных сил в рамках либерально-демократического развития и социальной рыночной экономики. Государство управляет социальными отношениями и процессами взаимодействия разнообразных субъектов, их продуктивных групп интересов. При этом происходит «обобществление» государства и оно перестает быть исключительной формой общности. Однако государство сохраняет за собой роль гармонизатора групп интересов, обеспечивающего примирение, согласование других форм общности в единую социальную систему. Это достигается исключительно правовым путем, с использованием ориентиров общенациональных приоритетов и институтов гражданского общества, который является гарантией развития общества по пути демократии. Следовательно, в основе идеологии социального государства должна лежать принятая и функционирующая в обществе Конституция, определяющая уклад его жизнедеятельности.

Процесс реформирования российского общества связан с коренным изменением мировоззрения, ментальности людей на пути перехода от тоталитарного, безрыночного общества, к демократическому, гражданскому и рыночному. Для данного процесса характерны инновационные мировоззренческие (поведенческие) ориентиры, присущие западной ментальности: частная собственность, выгода, конкуренция, предпринимательство, власть специалистов, рациональность и др. Реабилитируя рыночную экономику, стремясь освоить высокие технологии и сопутствующие цивилизационные трансформации, российское общество совершает парадигмальный поворот по пути его капитализации, к жизнедеятельности на основе иной ментальности. Данный «трансплантационный» перенос (пересадка) новшеств актуализирует в рамках процесса реидеологизации формирование новой идеологии, идеологических ценностей, способных консолидировать российский социум в условиях культурных, национальных и конфессиональных особенностей и в качестве духовного фактора обеспечивающих переход к постиндустриальному (постэкономическому) обществу, интеграцию, развитую цивилизацию.