Базовые элементы языка PASCAL

1.1 Алфавит

1. Прописные и строчные латинские буквы, знак подчеркивания, пробел.

2. 10 арабских цифр.

3. Специальные символы:

+ - * / = < > [ ] ( ) . , : ; ' (апостроф) #(номер) $ ^(тильда)

Комбинации простых символов образуют составные символы:

:= присваивание <= меньше равно

<> не равно >= больше равно

.. диапазон значений (. .) альтернатива квадратных скобок

(* *) альтернатива фигурных скобок

 

1.2 Идентификаторы (слова)

 

Неделимые последовательности символов алфавита, несущие определенный смысл и отделенные друг от друга разделителями, образуют слова (идентификаторы).

Идентификаторы подразделяются на зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова имеют фиксированное написание и раз, и навсегда определенный смысл. К ним относятся следующие идентификаторы:

abcolute (абсолютный) function (функция) record (запись)

and (и) goto (перейти к) repeat (повторить)

array (массив) inline (вставить) set (множество)

begin (начало) if (если) shl (сдвиг влево)

case (в случае) in (в) shr (сдвиг вправо)

count (считать) label (метка) string (строка)

div (делить) mod (модуль) then (тогда)

do (выполнить) nil (ничто) type (тип)

downto (назад) not (нет) to (к, до)

else (иначе) overlay (перекрытие) until (пока)

end (конец) of (из) var (переменная)

external (внешний) or (или) while (пока)

file (файл) pached (упакованный) with (с)

forward (вперед) procedure (процедура) xor (дизъюнкция)

for (для) program (программа)

Стандартные идентификаторы используются для обозначения процедур, функций, типов данных, директив, констант и т.д. Например, sin вызывает функцию, вычисляющую синус заданного угла.

Идентификаторы пользователя используются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных программистом.

Общие правила написания идентификатора:

- идентификатор начинается с буквы или значка подчеркивания (метки могут начинаться цифрами);

- идентификаторы могут содержать буквы, цифры, знак подчеркивания (не содержит пробелов);

- максимальная длина идентификатора - 127 символов (значимые первые 63).

 

1.2 Данные

Любая программа предназначена для обработки некоторых объектов, называемых данными. Данные могут быть различной природы (числа, тексты, последовательности двоичных разрядов (битов) и т.д.). Одни данные являются исходными, другие - результатами.

В зависимости от способа хранения и обработки данных в ЭВМ их можно разбить на две другие группы: константы и переменные.

Константами называются элементы данных, значения которых не изменяются в процессе выполнения программы.

Для определения констант используется зарезервированное слово Const.

Формат: Const < идентификатор > = < значение константы >;

Пример:

Const Arg=273;

Atl=-3.7; Bk='значение 32';

 

Переменными называются элементы данных, которые могут изменять значения в процессе выполнения программы.

Каждая переменная и константа принадлежит к определенному типу данных. Тип констант без предварительного описания распознается компилятором. Тип переменных должен быть описан перед их использованием. Для описания переменных используется зарезервированное слово Var.

Формат: Var < идентификатор > : < тип >;

1.3 Типы данных

Тип данных - это множество значений, которые может принимать переменная, и совокупность действий, которые можно выполнить с этими значениями.

Pascal кроме использования стандартных типов позволяет программисту создавать собственные типы.

Все типы данных, допустимые в языке Pascal, подразделяются на скалярные и структурированные.