Внешние коммуникации
Система внешних организационных коммуникаций служит средством включения организации во внешнюю (окружающую) среду. Она обеспечивает повседневные контакты организации с внешними сегментами рынка и общественности, чрезвычайно динамичными и не находящимися в сфере непосредственного ее влияния. Данная коммуникативная сеть должна непрерывно отслеживаться, так как:
1) изменения внешней среды воздействуют и определяют степень успеха (неудачи) в достижении эффективного результата (цели);
2) они же обусловливают адекватный механизм адаптации: изменения в плане маркетинга, которые организация осуществляет, чтобы приспособиться к окружающей среде;
3) без должных диагностики и анализа внешнеорганизационной сети коммуникаций происходит потеря ориентации и адаптации организации, соответственно, и преимуществ в конкурентной борьбе.
По характеру участвующих в процессе коммуникации субъектов выделяют следующие ее формы:
Межгрупповая коммуникация - между социальными группами, взаимодействующими в социальной организации в форме любого рода коллектива — производственного, научного, профессионального и т. д. Группы людей получают в организации институциональное оформление своего положения в разных сферах деятельности. Поэтому межгрупповая коммуникация выступает основой коммуникации в организациях.
Массовая коммуникация — обезличенная (дестратификационная) коммуникация численно большой, рассредоточенной, неоднородной и анонимной аудитории с помощью технических средств и отсроченной обратной связью. Каналами данной коммуникации являются СМК — печать, радио, видеопродукция, интернет и т. п. Они направлены на завоевание сознания людей (а не пространства) и обращаются к ним, «минуя головы правительств» и границ.
Использование социальных технологий делает массовую коммуникацию многоступенчатым потоком гетерогенной информации, предопределяющим восприятие мира человеком.
Метакоммуникация — коммуникация на невербальном уровне с помощью жестов - телодвижений, артикуляции звуков, мимики лица и т. п., сигнализирующих о внутренних состояниях, намерениях и т. п. взаимодействующих партнеров. Их конвенциальное значение зависит от контекста; жесты служат показателями намерений человека и таким образом представляют другим какую-то основу для соответствующих реакций!
Необходимо отметить, что межличностная коммуникация опосредует массовую.
Массовая коммуникация | Межличностное общение |
1. Опосредованность общения техническими средствами | 1. Непосредственный контакт в общении |
2. Общение больших социальных групп | 2. Общение, в основном, отдельных индивидов |
3. Ярко выраженная социальная ориентированность общения | 3. Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения |
4. Организованный, институциональный характер общения | 4. Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения. |
5. Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения | 5. Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникационного акта |
6. Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения | 6. Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения |
7. Однонаправленность информации и фиксированность коммуникационных ролей | 7. Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей |
8. «Коллективный» характер коммуникатора и его «публичная индивидуальность» | 8. «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная индивидуальность» |
9. Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория | 9. Реципиент – отдельный конкретный человек |
10. Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений | 10. Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений |
11. Наличие «двухступенчатого» характера восприятия сообщений через лидеров мнений | 11. Преобладание непосредственного восприятия сообщений |