Социальная напряженность в теории социального действия Талкотта Парсонса.

После первой мировой войны социальные науки претерпели много изменений. Прежде всего, они сильно стали ориентироваться на эмпирические исследования, техника которых кардинально отличалась от техник прошлого века. Однако, важно не упускать из виду элементы преемственности с прошлым. Такие элементы особенно заметны в теориях социального неравенства. Большинство из них прямо выросли либо из консервативной, либо из радикальной традиции. Те, которые вырастают из консервативной традиции, обычно попадают в разряд функционалистских теорий, вырастающие же из радикальных в разряд конфликтных. Такая преемственность как источник силы, так и основание слабости.

Рассмотрим концепции функционализма.

Функционалистский взгляд на общество и его структуру первым выразил уже упоминавшийся нами в разделе социального дарвинизма Герберт Спенсер в XIX веке. Он сравнивал общества с живыми организмами, такими, как тело человека. Каждый орган в нашем теле выполняет специфическую задачу функцию, совместная и скоординированная деятельность этих органов имеет своей целью выживание организма и адаптацию его к изменяющимся условиям внешней среды. Если одна из частей начинает пробуксовывать, не справляясь со своими функциями, страдает весь организм. Чем большая специализация у каждого органа, тем сложнее заменить его при выходе из строя.

Воспользуемся схемой Нейла Смелзера для характеристики теоретических рамок современного функционализма:

1.
Общество это система, состоящая из частей, объединенных в единую целостноть.

2.
Общественные системы постоянны, поскольку внутри них действуют такие механизмы общественного контроля, как правоохранительные органы и суд.

3.
Дисфункции, конечно, существуют, но они исчезают сами по себе или же, напротив, глубоко укореняются в обществе.

4.
Перемены обычно носят последовательный, а не революционный характер.

5.
Социальная интеграция или понимание того, что общество это твердый материал, сотканный из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан придерживаться единой системы ценностей. Эта система ценностей самая постоянная часть общественной системы.


Равновесная модель исходит из предположения о функциональном единстве, т.е. гармоничном соответствии и внутренней согласованности различных частей социальной системы. При этом социальный конфликт рассматривается как некая патология в существовании социальной системы. По Т. Парсонсу, в частности, конфликт дисфункционален, деструктивен и разрушителен. Это форма эндемической болезни социального организма. Парсонс даже не использует термин конфликт, вместо него в его теории работает категория напряженности.

Важный источник социальной напряженности, понимание которого заложено в теоретической конструкции Парсонса, связан с проблемой соотношения двух главных линий в регулировании социального действия. Как известно, социальное действие, по Парсонсу, разворачивается на четырех уровнях: организм, личность, социальная система, культура. Каждый из предшествующих уровней представляет собою предпосылку для реализации последующего: наличие определенной телесной организации человеческого существа есть предпосылка и условие существования и функционирования личности, в свою очередь, - предпосылка существования социальной системы; наконец, наличие социальной системы есть предпосылка существования культуры. Такова первая линия детерминации социального действия, раскрывающаяся через совокупность предпосылок. Здесь линия детерминации идет от более простых компонентов социального действия к более сложным.

Но соотношение уровней социального действия этим не ограничивается. По мнению Парсонса, другая линия детерминации имеет не менее важное значение. Это линия связана с концепцией иерархического контроля: каждый последующий уровень действия оказывает на предшествующий обратное регулирующее воздействие. Это происходит, прежде всего, в силу того обстоятельства, что на каждом новом уровне иерархии социального действия накапливается более мощный информационный потенциал. Наряду с прямой связью существует в структуре в структуре социального действия обратная связь. Личность не есть просто следствие собственных биологических предпосылок: она воздействует на эти предпосылки благодаря ценностным ориентациям личности, составляющим ее мотивационное ядро. Наиболее существенные свойства личности, ее внутренний мир определяют, какие и в какой степени из биологических нужд и потребностей будут действовать в данной ситуации.

Социальная система также оказывает регулирующее, контрольное воздействие на личностные амбиции, на систему мотивов индивидуального поведения. Эти регулирующие свойства социальной системы проявляются самыми многообразными способами, но главным образом через механизмы социализации. Наконец, культура, отделившись от социальной системы, оказывает на нее огромное воздействие.

Две обозначенных линии внутри социального действия действуют в противоположном направлении. Они отнюдь не всегда взаимно и гармонически дополняют друг друга. В их взаимодействии, в реальном историческом процессе образуются разрывы, несовпадения, которые могут объяснить множество частных фактов и обстоятельств, связанных с социальной напряженностью, конфликтами, социальными взрывами и переворотами, попятными движениями и т.д. Благоприятным моментом социальной эволюции является взаимное дополнение обеих линий детерминации социальных и культурных процессов, но это происходит скорее как исключение, нежели, как правило.

Важнейшей составляющей теоретической конструкции выдающегося американского социолога является выявление напряженности на всех уровнях социального действия, рассматриваемых самостоятельно.

Следующий тезис, определяющий развертывание социального действия связан с личностью. В этой связи Парсонс выделяет пять основных коллизий, характеризующих проблемы личностного выбора. Он характеризует их в качестве определенных стандартов, которые организуют мотивацию социального поведения на уровне личности. По сути дела через эти стандарты характеризуются наиболее существенные и типические внутриличностные конфликты, которые, так или иначе, перерабатываются индивидом при осуществлении любых социально значимых поступков.

Первая дилемма заключается в возможности выбора между аффективностью и аффективной нейтральностью. Речь идет о том, что личность может быть включена эмоционально в совершаемое действие, переживая каждый его эпизод и малейшее изменение ситуации, или оставаться эмоционально нейтральной, не вовлеченной в ход развития событий. Позволять ли чувствам воздействовать на ролевое поведение? Этот выбор не может быть продиктован внешними обстоятельствами. Он осуществляется не на основе рациональных соображений, хотя они и могут оказывать косвенное воздействие на степень вовлеченности в дело. Выбор определяется внутренней мотивацией и ценностными ориентациями личности как таковой.

Вторая дилемма - коллективная ориентация/индивидуализм - связана с тем, что действие может быть ориентировано на сугубо личные или частные интересы индивидуума или же на те или иные формы коллективных интересов и коллективной заинтересованности. Ожидается ли, что индивид подчинится требованиям коллектива или ожидается, что он будет преследовать собственные цели? Это дилемма частного и общего интереса, которая решается также на основе внутренней работы и исходных ценностей ориентаций личности.

return false">ссылка скрыта

Третья дилемма партикуляризма универсализма. Оцениваются ли люди с точки зрения степени социальной близости, или одни и те же критерии прилагаются ко всем? Универсальные критерии при выборе варианта действия связаны с преобладанием когнитивных установок, с выявлением не просто коллективных интересов (которые могут носить весьма локальный характер), а с выявлением универсального смысла предпринимаемого действия в масштабах культуры. Партикулярная вовлеченность в действие предполагает концентрацию внимания на особенностях совершаемого действия и его результатов.

Четвертая дилемма достижения предписания. Является ли позиция индивидов заданной и фиксированной с точки зрения независящих от деятельности критериев (пол, возраст, происхождение, этнический статус) или их приходится приобретать при помощи притязаний, строящихся на собственной деятельности? В случае ориентации на достижение первостепенное значение имеет результат деятельности, и, следовательно, его оценка с точки зрения рационального соотношения целей и средств достижения результата. В случае ориентации на предписание первостепенное значение имеет выполнение заданных правил действия: ритуала, порядка его совершения, стабильности отношений, в рамках которых совершается действие.

Наконец, пятая дилемма специфичности диффузности. Насколько отчетливыми и ограниченными являются ролевые требования? При выборе в пользу специфичности особое значение приобретает вопрос о конкретном способе удовлетворения потребности, о специфически избираемом объекте социального действия. При выборе в пользу диффузности имеются широкие возможности удовлетворения потребности с помощью вариации объектов действия. Так, в одном случае человек голоден, но он может удовлетворить свой голод в рамках изысканных предметов гастрономии и кулинарии, в другом гастрономический изыск не имеет значения. Главное, чтобы была хоть какая нибудь пища.

Данные критерии дают возможность понять специфику не только личностного выбора с точки зрения типологии, но и тенденцию движения общества, в котором возможны такие выборы. Тенденция определена Парсонсом как движение от традиционного к современному т.е. модернизация.

Во внутренней жизни каждой организации можно выделить, по меньшей мере, следующие группы конфликтов:

·
конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации;

·
конфликты адаптационные: между теми правилами и нормами внутреннего общения, которые сложились в данной организации, и новичками, не осведомленными или не догадывающимися о существовании таких правил;

·
конфликты на управленческом уровне, связанные с разработкой различных стратегий поведения соответствующих организаций, с выработкой критериев эффективности ее совокупной деятельности. Как правило, эти конфликты теснейшим образом переплетены с личностными и кадровыми конфликтами, с практикой продвижения персонала в рамках данной организации, с борьбой за распределение наиболее важных позиций в ее собственной структуре.


Устойчивость социальной системы обеспечивается совокупностью социальных функций, осуществляющих саморегулирование социальных процессов внутри системы. Решающая роль в обеспечении стабильности и устойчивости социальной системы принадлежит социальным институтам и системе стандартизированных ролей индивидов. Социальные институты занимают центральное место в саморегуляции социальной системы. Они призваны не допустить девиации элементов системы, конфликтов, обеспечить порядок путем определенных ограничений, запретов и контроля в общественной жизни.

Отсюда вытекает решение проблемы неравенства, специфичное для функционалистов. Парсонс и его ученик Кингсли Девис рассматривают неравенство с позиции потребностей социума как системы: социальное неравенство является бессознательно созданным средством, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные позиции сознательно заполняются наиболее квалифицированными людьми. В этом суть функционалистской позиции: стратификация возникает из потребностей общества, а не отдельного индивида.

Системы стратификации возникают в ответ на две потребности, присущие любому человеческому обществу:

1.
есть потребность дать более способным членам мотивацию к занятию более важных и трудных позиций, требующих способностей, выше средних;

2.
общество должно мотивировать таких людей выполнять свои обязанности, обеспечивая им более высокое вознаграждение.


Девис перечисляет факторы, являющиеся детерминантами величины вознаграждения за занимаемые позиции: их функциональная важность для общества и относительная дефицитность квалифицированного персонала. Поскоьку все позиции не могут быть социально одинаково важными, а все люди не могут быть одинаково квалифицированными для занятия более ответственных должностей, неравенство неизбежно. Ценность специфической квалификации для разных обществ может быть неодинаковой по рангу, но большинство обществ имеют довольно постоянный набор ценностей для определения важности персонала.

По Парсонсу, кроме всего прочего, любая система имеет две оси ориентации: внутреннее / внешнее система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные закономерности; вторая ось инструментальное / консумоторное ориентация связана либо с сиюминутными требованиями, либо с долговременными потребностями и интересами. Из крестообразного наложения этих осей возникает система из 4 основных функциональных категорий, которые определяют специфику выполнения каждого императива. Все эти императивы находятся в целостности на уровне системы , тогда как подсистемы берут на себя роль поддержания жизни по конкретному императиву. Выполнение функциональных императивов ведет к их дифференциации внутри системы.

Более общее развитие системы можно свести к 4 механизмам эволюции:

·
дифференциация механизм, заимствованный им из раннего эволюционного функционализма;

·
адаптивное повышение новый способ соотнесения с окружающей средой;

·
инклюзия повышение объема членства, т.е. класс, пол или этническая принадлежноствышение новый способ соотнесения с окружающей средой;

·
инклюзия повышение объема членства, т.е. класс, пол или этническая принадлежность все менее остаются критериями включенности личности в какую либо социальную общность или критериями отказа в полноценном членстве;

·
обобщение ценностей нормы и ценности все меньше остаются специфическими для различных групп.


Данный подход позволил выразить идею социальной интеграции по-новому. Ее механизмом становится символический обмен. Деньги и власть важнейшие средства обмена в современной социальной системе, поскольку они согласовывают обе важные подсистемы экономику и политику. Монетаризация и политизация социальных отношений усиливают адаптивную способность системы.

Функционалистская бесконфликтная модель общества была наиболее популярна между двумя мировыми войнами. Это было относительно мирное время и индустриально развитые страны ощущали потребность в концепциях, где акцент смещался на стабильность, равновесие и устойчивость. Функционализм может быть назван социологией регулирования. И его отличие от конфликтной парадигмы в ориентации на статус кво, социальный порядок, консенсус, социальную интеграцию и сплоченость, солидарность, удовлетворение потребностей и актуальность.

Близкую к этой позиции занимали представители школы человеческих отношений. И для них естественным состоянием общества, к которому долдны стремиться индустриально развитые страны, является состояние гармонии и социального консенсуса. Элтон Мэйо, профессор Гарвардского университета, утверждал, что необходимо содействовать установлению мира в промышленности, который провозглашался им как главная проблема современности. Конфликт для него опасная социальная болезнь, которой следует всячески избегать, стремясь к укреплению общественного здоровья (кстати, Парсонс всерьез интересовался успехами психоаналитической теории, считая эту возможность реальной для оздоровления социального организма). Мэйо, изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, показал, сколь важны взгляд на человека как на социальный организм, ориентированный и включенный в контекст группового поведения и несовместимость природы человека с жесткой иерархией подчиненности в строго регламентированной организации. В своих рекомендациях руководителям промышленных предприятий Мэйо настаивал на замене индивидуального вознаграждения групповым, экономического социально психологическим. А в качестве новых средств повышения производительности труда предлагал паритетное управление, гуманизацию труда, групповые решения, просвещение служащих и т.д. И его рекомендации вызывали одобрение со стороны практиков.

Такой подход оправдан в известной мере в периоды стабильности социальных систем. В период же трансформации различные сбои вполне естественны. Система должна разморозиться для переформирования под новые условия или для их создания. В этом случае невозможна уже сама исходная установка на стабильность и статус кво.

Воспользуемся сравнительной таблицей, приводимой А.К. Зайцевым:

Социология регулирования включает Социология радикального изменения включает
Статус кво Радикальное изменение
Социальный порядок Структурный конфликт
Консенсус Типы доминирования
Социальная интеграция и сплоченность Противоречие
солидарность Эмансипация
Удовлетворение потребностей Депривация
Актуальность Потенциальность


В данной таблице мы видим возможность взаимодополнения двух, на первый взгляд противоположных объяснительных моделей. Именно по этому пути синтеза и дополнительности пошла конфликтология на новом, послевоенном этапе своего развития.