Вопрос #34. Своеобразие эпического стиля Вергилия. Вергилий и Гомер.

Гомер 18 век до н э.

Публий Вергилий Марон (15 октября 70 год) 1 в до н. э., — национальный поэт Древнего Рима, автор «Энеиды». Прозван «мантуанским лебедем». поэт Августовского века.

«Энеида» — незаконченный патриотич эпос Верг., состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Верг. «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием хотя просил сжечь.

12 песен "Энеиды" на две части : первые 6 о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с "Илиадой" Сходства (рассказ Энея о падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение в Аид, описание щита Энея, "каталог" племен.)

Черты монументальности у того и другого. Однако у Верг. монументальность доведена до изображения мировой римской державы.

У Гомера Одиссей спускается в Ад, чтобы узнать свою судьбу, у Гомера - Эней хочет узнать судьбу Рима. Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, то у Верг. наоборот. У Гомера Афина Паллада хочет скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком , это происходит вечером. У Верг. Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. Множество эпиллиев у Верг.. Почти каждая песнь законченный эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала. Острый драматизм, который иногда достигает трагедии.

Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, возбудить в римлянах национальную гордость

Различия:

1.Верг. —герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов .,воплощение идеальных черт римлянина. Прежде всего, он благочестив и религиозен.Любезный сын и заботливый отец. Послушен року, который его ведет, хотя в последних частях поэмы заметна его возросшая активность. Но все же он менее самостоятелен, чем гомеровские герои. ПРИНЦИП ПОКОРНОСТИ СУДЬБЕ. ( ДРУГИЕ :Отец Энея Анхиз – мудрый старец, патриарх, наделенный даром предвидения. Сын Энея Асканий – красавец, доблестный юноша, достойный роли основателя рода Юлиев. Воплощение доблести – Турн и амазонка Камилла. Покорен воле богов царь Латин.) «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями ! в отличие от Гомера.- его могут быть названы «энциклопедией эллинской жизни» на ее раннем этапе. Их творец – выразитель миросозерцания греков, их художественной культуры.

2.Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. (описание дружбы Ниса иЭвриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду),

желание Верг. «соперничать» с Гомером. Но разные эпохи! Гомер – свидетель родо-племенных, во многом архаичных отношений; Вергилий – развитой, мошной государственной структуры.

3.Поэмы Гомера вылились из души эллинского народа, – неторопливость повествования, наполненность жизненных картин, предельная объективность, трогательная наивность и непосредственность «детства человечества». Мы словно не ощущаем в поэмах их творца. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» цепь повест-й, полных драматич движ-я, Её движущая сила — воля судьбы,

4.Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение

5. Гомер очень подробен, обстоятелен, его поэмы подобны медленно текущей реке. Вергилий более экономен, лаконичен В ясном членении целого на части и в драматизации частей Вергилий находит нужный ему средний путь между Гомером и «неотериками» и создаёт новую технику эпического повествования, в течение веков служившую образцом для последующих поэтов.

 

6. «Энеида» давала художественную интерпретацию официального взгляда на божественное, легендарное происхождение Рима.

В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам.

7. В древних римлянах Вергилий подчеркиваетдоброту, скромность, простоту. Таковы царь Латин и особенно латинизированный грек – царь Эвандр. Он живет непритязательно, в тесном доме, равнодушен к богатству, предлагает Энею не пренебречь его небогатой трапезой. Идеализация древности.

8. В изображении богов (Юпитера, Юноны, Венеры, Вулкана и др.) Вергилий сохраняет общую торжественность тона, свойственную «Энеиде». Это исключает моменты «снижения» олимпийцев, которые встречаются у Гомера (например, история о том, как боги застали на брачном ложе Ареса и Афродиту, изменившую мужу Гефесту).

9. Вергилий тяготеет к сгущению красок, к эффектам, призванным поразить читателя. Достаточно вспомнить такие «страшные» сцены, как пожар Трои, убийство Приама у алтаря, гибель Лаокоона и его сыновей, задушенных змеями, смерть Дидоны на жертвенном костре и другие. Герои проявляют чувства бурно, неистово. Как и у Гомера, средство общения героев – речи.

10.особенность «Энеиды» – ее ученость, насыщенность текста мифологическими и историческими реалиями, символами и намеками.

11. «Энеида» – пример гармонии формы и содержания. Величие темы подчеркнуто торжественной манерой, широким использованием архаизмов. Последние усиливали пафос поэмы, этого апофеоза старинных добродетелей.Вергилий мобилизует все богатство изобразительных средств, метафор, эпитетов; пользуется он иэвфонией, звукописью, а также и аллитерацией. Вот как удачно передан в переводе шум, вызванный бегом конницы:
Топотом звонким копыт оглашается пыльное поле.

 

Вопрос #35. Тема мира в творчестве Аристофана.

Аристофан (греч.; около 450 до н.э. – ок. 385 до н.э.) – великий древнегреческий поэт, «отец комедии», наиболее прославленный представитель древнегреческой комедии,, для которой характерна острая политическая сатира. Единственный комедиограф, чьи произведения дошли до нас не только во фрагментах.

Творчество Аристофана пришлась на времена, когда афинская демократия переживала глубокий кризис и в Афинах обострилась социально-политическая борьба. Аристофан принимал активное участие в этой борьбе. Тема войны и мира занимает в его произведениях центральное место. Сюжеты А. брал не из мифологии, а создавал сам, широко используя сказки, песни, народные шутки, пародии. Его произведения – это гротескное изображение действительности. Комедиография Аристофана и его современников называется аттической потому, что она возникла и расцвела в греческой области Аттика, центром которой были Афины.

Комическими ситуациями и прямыми высказываниями хора Аристофан критиковал афинских государственных деятелей, агитировал за мир, изображал расписание общественной морали, насмехался из своих литературных врагов. Хор в комедиях Аристофана выступает в виде ос, лягушек, птиц, даже облаков. Грубый натурализм Аристофана сочетается с патетической лирикой, а комедийность доказана местами до буффонады (стиль комедии, основанный на стремлении исполнителя максимально подчеркнуть внешние характерные признаки персонажа, склонность к резким преувеличениям и гротеску). Однако произведения Аристофана в основе своей реалистичные и по содержанию глубоко народные. Стремительно смелая своим сатирическим характером, свободным и открытым смехом, комедия Аристована в истории литературы – неповторимое явление.

return false">ссылка скрыта

Расцвет творчества Аристофана приходится на время долгой и мучительной Пелопонесской войны. Ее тяготы разоряли народ, тяжким бременем ложились на Аттику. Поэтому тема осуждения войны с такой силой зазвучала в творчестве Аристофана в пьесах:
1. “Мир”(представлено, как крестьянин Тригей взлетает на навозном жуке на небо, чтобы добиться от Зевса прекращения войны. Но он застает там только Гермеса, от которого узнает, что все несчастья пошли с тех пор, как богиня мира Ирина заключена богом войны в пещеру. Тогда он призывает на помощь всех трудовых людей и освобождает ее. А вместе с Миром приходит на землю Опора — богиня урожая, и комедия заканчивается веселым пиром на свадьбе Тригея и Опоры)
2. “Ахарняне”(Дикеополид («гражданин справедливого города»), крестьянин, уставший от войн и дурного управления, решает заключить сепаратный мир со Спартой. Ему противостоит хор угольщиков из дема Ахарны, которые мечтают отомстить за свой край, разоряемый врагами. Чтобы переманить их на свою сторону, Дикеополид облачается в жалкие лохмотья персонажа трагедии Еврипида, обличает безумие войны и приводит совершенно нелепое объяснение причин, по которым она началась. Он торгует с союзниками Спарты, мегарянами и беотийцами. Доносчики и полководец Ламах пытаются его остановить, однако Дикеополид отбивается от доносчиков, а Ламаха внезапно отзывают на границу. Пьеса заканчивается веселыми приготовлениями Дикеополида к пирушке, между тем как Ламах здесь же собирается в поход. В финале появляются подгулявший Дикеополид в обнимку с двумя девицами и жестоко израненный, жалобно стенающий Ламах).
3. “Лисистрата”(здесь в необычном освещении тема мира:инициатива прекращения войны исходит от женщин, возглавляемых афинянкой Лисистратой. При этом основное средство для достижения цели по-аристофановски смелое: женщины всей Греции отказывают своим мужьям в любовных ласках и таким путем доводят изнуренных воздержанием мужчин до полной капитуляции).
Анализ проблематики войны и мира, занимающей такое большое место в творчестве Аристофана, открывает путь к пониманию и других проблем, поднимаемых в творчестве драматурга.. Прежде всего, это вопрос о судьбах афинской демократии (наступил кризис античной рабовладельческой демократии).

 

Билет #36. Взгляды Горация на искусство. Гораций и Аристотель.
Много. Но эта биография относится ко всем вопросам про Горация.