Конфликтологическая практика.
1.
Результаты психологического исследования поведения людей в конфликтах постепенно все больше стали применяться в практике разрешения реальных конфликтов и в обучении искусству справляться с конфликтами. Горовиц и Бордман создали специальную программу психологического тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации. Ч.Освуд предложил методику ПОИР (аббревиатура от ее полного названия: Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для снижения конфликтности в международных отношениях.
2.
Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта (Дж. Скотт, Шарон и Гордон Боуэр, Х.Корнелиус и Ш.Фэйр, Д.Дэна, Г.Келман, Т.Крум и др.). Всемирную известность приобрел Гарвардский метод принципиальных переговоров, разработанный Р.Фишером и У.Юри.
3.
С 1970-х гг. стала интенсивно разрабатываться методика переговоров с участием посредников медиаторов (В.Линкольн, Л.Томпсон, Р.Рубин, Ф.Форсайт и др.). Создание эффективных методов медиации проведения переговоров с помощью медиаторов - привело в 1970 1980-х гг. к тому, что появились специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного процесса.
4.
Предприимчивые американцы первыми сумели перейти от научно прикладных исследований и разработок к внедрению их в повседневную практику. Медиаторство стало профессиональным делом специально подготовленных к нему лиц. В США появились учебные заведения, выпускающие специалистов-медиаторов. Стали создаваться медиаторские фирмы, оказывающие посредническую помощь людям в разрешении самых разнообразных конфликтов - служебных, соседских, семейных, между отдельными людьми, между группами, между организациями. В настоящее время в Америке, по некоторым данным, более половины гражданских исков улаживаются в досудебном и внесудебном порядке с помощью переговоров между конфликтующими сторонами с участием посредников. Во многих штатах при судах работают профессиональные медиаторы, и судьи, прежде чем принять к производству гражданские иски, рекомендует конфликтующим сторонам обратится к ним.
5.
1986 г. был объявлен Организацией Объединенных Наций годом мира. В связи с этим в Австралии был создан Международный центр разрешения конфликтов, ведущий практическую работу по улаживанию конфликтов и обучению этому искусству. Конфликтологические центры с аналогичными задачами возникают во многих других странах.
6.
В 1990-х гг. в нашу страну вошла практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Кубок конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов.
А теперь в целом отметим общие тенденции накопления конфликтологических знаний, умений и навыков. Историческое развитие конфликта шло по пути изменения его характеристик:
o
росла мера субъектности личности и выделение личности из общности людей;
o
изменялся объект конфликта: кроме материального предмета им стали и духовные ценности;
o
увеличивалось число способов разрешения конфликта;
o
появлялось собственно право субъекта на конфликт, в том числе (с течением времени, и ребенка).
Отсюда можно сделать вывод о том, кто же живет без конфликтов?
1.
Предметный мир, мир вещей.
2.
Младенец в силу того, что он еще лишь потенциальная личность биологический организм.
3.
Психически больной человек, не способный к адекватному отражению реальности в своем сознании.
Таким образом, мы видим, что рост субъектности ведет и к росту потенциальных конфликтов. Чем более тонко организован человек, тем больше у него отличий от других личностей, тем больше шансов вступить с ними в конфликтное взаимодействие.
Среди субъектов конфликтов не бывает, когда:
1.
у человека отсутствует свое Я или оно подавленно другим субъектом;
2.
субъект не умеет или не хочет видеть за конфликтами отношений (этим индивидуалист отличается от эгоиста: он не замечает других людей как людей, а потому и не борется с ними, т.е. нет конфликта, если мы не воспринимаем другого человека как личность);
3.
внешний конфликт переходит во внутренний план и не выражается для окружающих (интровертность);
4.
субъект не хочет решать проблему (как страус, прячущий голову в песок: А что, собственно, произошло?);
5.
субъект бежит от свободы выбора;
6.
субъект видит возможность конфликта на ранней стадии и снимает его на этой ступени (социализация в новых условиях через объяснение правил поведения и норм общения).
Емельянов С.М. определяет возможность найти необходимые и достаточные условия для возникновения конфликта. Нам представляется такая попытка плодотворной.
Необходимыми условиями существования конфликта являются:
·
взаимодействие 2 или более субъектов;
·
взаимозависимость субъектов, побуждающая их участвовать во взаимодействии;
·
наличие различий, лежащих в основе социального взаимодействия;
·
осознание данных различий;
Достаточным условием выступает несовместимость притязаний сторон (несовместимость интересов или позиций субъектов), нулевая сумма конфликтного взаимодействия: выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой, а каждый оппонент стремится приобрести для себя что-то за счет оппонента (в отличие от дискуссии экспертов), что ведет к противоборству как форме такого взаимодействия непосредственные действия друг против друга с использованием давления.