Роль личного примера руководителя в управлении конфликтами
Руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом. Он должен быть:
— организатором трудового процесса;
— специалистом, компетентным в решении задач вверенного подразделения;
— человеком высокой культуры поведения, владеющим знаниями и навыками в области этики деловых отношений.
Залогом планомерной и без нежелательных конфликтов работы того или иного подразделения служат способности и желание руководителей выполнять общие функции управления, к которым относят: планирование, организацию, регулирование и контроль.
Неотъемлемой составной частью функций управления является выполнение ими задач координационного характера:
— представительской, т. е. функции представления и защиты интересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением (деловыми партнерами, потребителями и т. п.);
— мотивационной, т.е. функции проведения эффективной мотивационной политики, организации работ между
сотрудниками с учетом их интересов, увлечения коллектива на решение стоящих задач и т. п.;
— консультативной, т. е. функции по оказанию необходимой помощи подчиненным в решении задач.
Качественное выполнение общих и координационных функций немыслимо без владения широкими и основательными знаниями в области профессиональной деятельности. Кроме того, для поддержания благоприятного социально-психологи7 ческого климата в коллективе руководителю необходимо пользоваться юридическими знаниями по трудовым отношениям, знать их основы, своевременно обращаться к соответствующим справочникам или специалистам-консультантам.
Несомненно также, что любой руководитель должен быть в определенной степени педагогом-психологом, что позитивно сказывается на работе персонала.
Руководителю следует знать, что люди в различных обстоятельствах могут реагировать по-разному на одинаковые воздействия указаний, приказов, просьб, наставлений и т. п.
Руководитель должен знать и постоянно помнить о том, что любой человек включен в систему общественных связей и отношений, а потому является их выражением и отражением. Человек меняется в соответствии с законом возрастной асинх-ронности, т. е. в любой момент времени участник производственного процесса может находиться на различных уровнях интеллектуального, эмоционального, физического, мотиваци-онного и социального состояния и развития. Окончательность и стереотипность оценок со стороны руководителя, игнорирующих психологическую неадекватность отображения человека человеком, как правило, ведут к возникновению конфликтных ситуаций.
Кроме того, руководителю следует осознавать, что в процессе управленческой деятельности возможно искажение смысла информации. Четкость и однозначность трактовок, необходимые пояснения, передача указаний без посредников, контроль восприятия информации — шаги, которые помогут руководителю избежать обострения отношений между работниками.
Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, уровнем образования и воспитания.
Руководитель, ориентированный на предотвращение деструктивных и тем более разрушительных конфликтов, предполагает, что:
— знает способы профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, умеет применять их на практике;
— умеет правильно вести деловую беседу, т. е. создает доброжелательную, доверительную обстановку, корректно и заинтересованно выслушать собеседника, способен воспринимать невербальную информацию во время беседы;
— владеет навыками анализа деятельности подчиненных. Нарушение руководителем правил критики является распространенной ошибкой, ведущей к обострению отношений в коллективе, созданию конфликтной или стрессовой ситуации. Критиковать сотрудников — профессиональная функция руководителя. Но при этом он должен показывать пример корректного, конструктивного отношения к ситуации, не допускать ущемления статуса и чувства собственного достоинства критикуемого сотрудника. Исходя из этого, руководителю не следует критиковать кого-либо в присутствии третьих лиц, начинать разговор непосредственно с критики, подвергать разбору личные качества, а не действия сотрудника;
— сочетает деловую активность с полноценным отдыхом, находит удовольствие в работе, вместе с подчиненными радуется успехам и огорчается неудачам, снимает психофизиологическое перенапряжение, прерывает положительными эмоциями цепь стрессовых состояний, устраивает психологические паузы при острых конфликтах. Обеспечение хорошего отдыха сотрудников, включая рациональное использование свободного времени, поддержание их здоровья, т. е. состояния полного физического, духовного и социального благополучия, — предмет первостепенной заботы каждого предпринимателя и менеджера. Это поднимает деловой настрой людей, увеличивает их энергию, повышает жизненный тонус и, в конечном счете, помогает предупреждать конфликты.