Нормативно-правовые способы урегулирования и разрешения конфликтов
Важное значение для урегулирования и разрешения конфликтов имеют нормы права. В отличие от нравственных и религиозных правил правовые нормы однозначны, закреплены в законах и других актах, санкционированы государством. Правовая оценка предпосылок и самого конфликта имеет официальный характер и не может быть изменена под давлением одной из сторон или воздействием общественных настроений и пристрастий. Это относится и к конфликтам, подпадающим под действие норм международного права.
Правовая, как и любая другая социальная норма, имеет несколько каналов воздействия на поведение людей:
— информационное — норма предлагает индивидууму варианты поведения, одобряемые государством, предупреждает о последствиях того или иного поступка;
— ценностное— норма декларирует ценности, признаваемые обществом и государством;
— принудительное — норма обладает силой принуждения в отношении тех, кто игнорирует ее требования. При нарушении нормы вступают в действие правовые механизмы, начинают функционировать учреждения и должностные лица, занятые применением права.
Методы нормативно-правового регулирования используются для придания конфликту цивилизованных форм, снижения уровня агрессивности и предотвращения (смягчения) возможных деструктивных последствий.
Процесс нормативно-правового регулирования осуществляется в следующей последовательности:
— институализация конфликта (определяются дозволенные формы борьбы, устанавливаются границы, нормы, принципы, правила, фиксируются договоренности);
— легитимизация конфликта (получение согласия сторон на следование установленному порядку, фиксирование договоренности письменно или устно);
— ритуализирование делового общения;
— осуществление правового, информационного, ценностного, политического, контролирующего воздействия, система санкций.
К данной группе также относятся методы управления дисциплинарными отношениями, включающие экономические рычаги (оплата труда, система стимулирования), моральные (убеждение, поощрение, принуждение, организация труда) и психологические (выработка и принятие решений, публичные оценки).
Применение коллективно-договорной системы регулирования социально-трудовых отношений создает основу для последующего принятия коллективных договоров на предприятиях государства. Это является определенной гарантией защиты социально-экономических интересов трудящихся и их семей.
К нормативно-правовым документам по урегулированию конфликтов относятся:
— Федеральный закон о порядке разрешения коллектив-' ных трудовых споров от 20.10.1995;
— Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров от 21.03.1998;
— Федеральный закон о российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 02.04.1999;
— Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. от 16.12.1999 (обновляется каждые 2 года);
— Контракт (трудовой договор);
— Основной текст новой редакции Европейской социальной хартии и законодательство и правоприменительная практика Российской Федерации: Сравнительный анализ. Сентябрь 1998 г.;
— Постановление Правительства РФ от 05.11.1999 № 1229 «О порядке обеспечения деятельности российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
— Правила внутреннего трудового распорядка для работников предприятия.
Законный путь разрешения конфликта всегда существует (например, обращение в суд), но во многих случаях конфликтующие стороны стремятся избежать суда или вмешательства других посредников, предпочитая решить конфликт самостоятельно и, естественно, в свою пользу.
Результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случаях, когда при фактическом разрешении конфликта пострадала та или иная сторона либо были нарушены общественные или государственные интересы.
Юридические пути предупреждения конфликта при всей их важности негибки, а подчас чреваты новыми конфликтами.
Для разрешения споров иной раз полезнее привлекать не юристов, а посредников, консультантов и специалистов-психологов.