Нормативно-правовые способы урегулирования и разрешения конфликтов

Важное значение для урегулирования и разрешения конф­ликтов имеют нормы права. В отличие от нравственных и религиозных правил правовые нормы однозначны, закрепле­ны в законах и других актах, санкционированы государством. Правовая оценка предпосылок и самого конфликта имеет офи­циальный характер и не может быть изменена под давлением одной из сторон или воздействием общественных настроений и пристрастий. Это относится и к конфликтам, подпадающим под действие норм международного права.

Правовая, как и любая другая социальная норма, имеет несколько каналов воздействия на поведение людей:

— информационное — норма предлагает индивидууму ва­рианты поведения, одобряемые государством, предуп­реждает о последствиях того или иного поступка;

— ценностное— норма декларирует ценности, при­знаваемые обществом и государством;

— принудительное — норма обладает силой принуждения в отношении тех, кто игнорирует ее требования. При нарушении нормы вступают в действие правовые меха­низмы, начинают функционировать учреждения и должностные лица, занятые применением права.

Методы нормативно-правового регулирования используются для придания конфликту цивилизованных форм, снижения уровня агрессивности и предотвращения (смягчения) возмож­ных деструктивных последствий.

Процесс нормативно-правового регулирования осуществля­ется в следующей последовательности:

— институализация конфликта (определяются дозволенные формы борьбы, устанавливаются границы, нормы, прин­ципы, правила, фиксируются договоренности);

— легитимизация конфликта (получение согласия сторон на следование установленному порядку, фиксирование договоренности письменно или устно);

— ритуализирование делового общения;

— осуществление правового, информационного, ценност­ного, политического, контролирующего воздействия, си­стема санкций.

К данной группе также относятся методы управления дис­циплинарными отношениями, включающие экономические ры­чаги (оплата труда, система стимулирования), моральные (убеждение, поощрение, принуждение, организация труда) и психологические (выработка и принятие решений, публичные оценки).

Применение коллективно-договорной системы регулирова­ния социально-трудовых отношений создает основу для по­следующего принятия коллективных договоров на предприя­тиях государства. Это является определенной гарантией защи­ты социально-экономических интересов трудящихся и их семей.

К нормативно-правовым документам по урегулированию конфликтов относятся:

— Федеральный закон о порядке разрешения коллектив-' ных трудовых споров от 20.10.1995;

— Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров от 21.03.1998;

— Федеральный закон о российской трехсторонней комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений от 02.04.1999;

— Генеральное соглашение между общероссийскими объ­единениями профсоюзов, работодателей и Правитель­ством Российской Федерации на 2000-2001 гг. от 16.12.1999 (обновляется каждые 2 года);

— Контракт (трудовой договор);

— Основной текст новой редакции Европейской социаль­ной хартии и законодательство и правоприменительная практика Российской Федерации: Сравнительный ана­лиз. Сентябрь 1998 г.;

— Постановление Правительства РФ от 05.11.1999 № 1229 «О порядке обеспечения деятельности российской трех­сторонней комиссии по регулированию социально-тру­довых отношений»;

— Правила внутреннего трудового распорядка для работ­ников предприятия.

Законный путь разрешения конфликта всегда существует (на­пример, обращение в суд), но во многих случаях конфликтую­щие стороны стремятся избежать суда или вмешательства дру­гих посредников, предпочитая решить конфликт самостоятельно и, естественно, в свою пользу.

Результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случаях, когда при фактическом разрешении конфликта по­страдала та или иная сторона либо были нарушены обще­ственные или государственные интересы.

Юридические пути предупреждения конфликта при всей их важности негибки, а подчас чреваты новыми конфликтами.

Для разрешения споров иной раз полезнее привлекать не юристов, а посредников, консультантов и специалистов-пси­хологов.