Структурные способы урегулирования и разрешения конфликтов
Структурные способы урегулирования и разрешения конфликтов используются для разрешения организационных конфликтов. Среди структурных методов особое значение имеют такие, как разъяснение требований к работе (какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения — уровень результатов, система полномочий и ответственности, процедуры, правила), выработка общеорганизационных комплексных целей, координационных и интегративных механизмов.
Координационный механизм представляет собой цепь команд. Его действие реализуется через установление иерархии полномочий, упорядочение взаимодействия и принятие
решений.
Принцип единогласия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.
Средствами интеграции являются управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные, целевые группы и т. п. В группу структурных методов также входят: — методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива, касающиеся изменения или развития структуры);
— с «разделением» частей организации — участников конфликта («разделение» по ресурсам, целям, средствам и т. д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автоматизация подразделений);
— с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);
— с ведением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т. п.);
— со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отделов труда и заработной платы и кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста);
— видоизменения организационной структуры предприятия (изменение структуры влечет за собой ликвидацию старых и создание новых отделов, пересмотр отношений между отделами и перевод сотрудников в разные отделы);
— применение координационных механизмов (для предотвращения и разрешения конфликта между отделами создают единый координирующий орган);
— установление общих целей для конфликтующих сторон (общие цели, объединяют усилия, что способствует разрешению конфликта, замене его сотрудничеством);
— методы нормативного предписания и разъяснений требований к работе, направленные на уточнение целей и задач каждого подразделения и работника в связи с различными внутренними и внешними изменениями (соответствующие предписания в устной или письменной форме);
— кадровые службы организуют эффективное функционирование информации, каждый член организации знает свои права и обязанности, четко представляет политику организации, включая правила определения оплаты труда, распределения поощрений, материальных благ.
Кооптация. Включение участников конфликта в процесс принятия решений путем введения их в соответствующие органы управления.