Влияние стресса на конфликтное взаимодействие в социальной работе
Участие индивида в конфликтных ситуациях достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека. Конфликт представляет собой наиболее сложные взаимоотношения между оппонентами, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. Таким образом, участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, что может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, происходящее из-за стрес-
сового состояния одного из участников, достаточно часто приводит к конфликтам.
Нам представляется, что в процессах влияния стрессов на конфликт имеет место порочный круг: конфликт вызьшает стресс у индивида, оказавшегося участником конфликта, а стресс оказывает свое воздействие на формы протекания конфликтного взаимодействия, обостряя, расширяя или углубляя его.
В качестве стрессоров могут выступать международные конфликты, нестабильность политической обстановки в стране и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением профессиональных обязанностей.
К факторам, вызывающим стрессы в учреждении социальной работы, можно отнести организационные, внеоргани-зационные и личностные.
Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в частности, отсутствием работы в соответствии с квалификацией, плохими взаимоотношениями с окружающими, отсутствием перспектив роста, конкуренцией и др.
Другие примеры организационных стрессогенных факторов:
— недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;
— недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, перспектив роста;
— необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;
— неучастие работников в управлении, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации;
— перегрузка профессиональными обязанностями;
— конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
— неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
— неинтересная работа;
— плохие физические условия (шум, холод и др.);
— неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
— плохие каналы обмена информацией и др. Внеорганизационные факторы вызывают возникновение
стрессов в результате действия следующих обстоятельств:
— отсутствия работы или длительного ее поиска;
— конкуренции на рынке труда;
— кризисного состояния экономики страны и региона, в частности;
— семейных трудностей.
Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и др.
Еще одну группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными. Они выражают тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности, выражаемое в страхах работника.
Выделяют несколько типичных «страхов»:
— не справиться с работой;
— допустить ошибку;
— быть обойденным другими;
— потерять работу;
— потерять собственное «Я».
Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие раздражители обычно остро переживаются и наносят существенный урон стрессоустоичивости индивида.
Эффективность стресса, конечно же, ограничена. Непрерывная череда стрессовых состояний может обернуться хроническим стрессом — болезнью, выбивающей человека из колеи, делающей его излишне агрессивным или апатичным. Потому-то стресс должен восприниматься, особенно в связи с конфликтами, как серьезное предостережение.