Конфликты интересов

Непосредственный предмет социального интереса — это не только само благо, материальное или духовное, но и статусные позиции индивида или социального слоя, которые обеспечива­ют возможность получения этого блага. А поскольку эти по­зиции неравны, постольку интересы крайне конфликтогенны. Интересы гораздо чаще обусловлены социальным положени­ем, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обще-

ством. Именно социальное положение в обществе очерчивает границы доступного и возможного как для индивида, так и социальной группы. Через возможное и в принципе доступ­ное оно воздействует и на формирование реальных желаний и стремлений.

Со стороны общества на формирование интересов наиболь­шее воздействие оказывают институты и системы распределе­ния жизненных благ, сложившиеся в нем. Так или иначе; через системы распределения решается наиболее существен­ная задача организации любой социальной общности: соотне­сения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. В качестве вознаграждения может ис­пользоваться весьма широкий спектр не только имуществен­ных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества. Денежное вознаграждение в условиях рыночной эко­номики выступает в качестве «обобщенного» средства, посколь­ку оно предоставляет человеку большую свободу выбора в расходовании полученных средств. В рамках бюрократической системы гораздо большее значение в качестве средства воз­награждения имеет, например, продвижение по службе.

Любые социальные институты, особенно институты рас­пределения, теснейшим образом связаны с организацией эко­номической жизни, но вместе с тем они имеют продолжение в сфере политических, т. е. властных, отношений, поэтому и экономические интересы имеют тенденцию к превращению в политические. Это происходит в тех случаях, когда напряжен­ность, возникающая на основе неудовлетворенных экономи­ческих притязаний, не получает разрешения в своей сфере, когда становится очевидным, что политическая власть направ­лена на сохранение прежде существовавших экономических институтов и прежде всего институтов распределения.

На Западе в социальных конфликтах фигурирует противо­речие между системами благосостояния и труда. В России же раздел борьбы идет не только по линии «работники — пред­приниматели», но и «трудовые коллективы — правительство». Наряду с требованиями о повышении зарплаты, уровня жиз-

пи, ликвидации задолженностей неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием права на имущество предприятий. Поскольку основным субъектом перераспреде­ления собственности являются органы государственной влас­ти, а сама собственность сосредоточена в их руках, то соци­ально-экономические выступления своим острием направлены против политики правительства в центре и на местах.

Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мел­кими предпринимателями, с одной стороны, и властными структурами — с другой. Российская специфика этих отноше­ний следующая: незаинтересованность бюрократии в наличии даже относительной независимости от нее мелкого и среднего бизнеса, с богатым и сверхбогатым бизнесом она договарива­ется. Тотальная зависимость от бюрократии производства и потребления — форма и способ ее существования, которые она воспроизводит всеми доступными ей методами. Далее — кор­рупция, неопределенность функций многих государственных служащих, неоднозначность толкования законов. Возрастает значение характера отношений по линии «предприниматели — основная масса населения».

Фактором, способствующим обострению ситуации, явля­ется многократное различие расходов между самыми богаты­ми и самыми бедными.