Развитие конфликтологии в XVIII — первой половине XX в.

В конце XVIII — начале XIX в. вооруженные конфликты подверглись резкой критике общественным мнением Европы.

Иммануил Кант (1724-1804) считал, что состояние мира между людьми, даже живущими по соседству, не есть их естественное состояние, напротив, оно есть состояние войны или, по крайней мере, постоянная ее угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено.

Георг Гегель (1770-1831) отмечал, что главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накоп­ленным богатством, с одной стороны, и привязанным к труду классом — с другой. Он считал, что государство должно пред­ставлять интересы всего общества и регулировать конфликты.

Огюст Конт (1798-1857) уделял большое внимание при­метным в истории человечества проявлениям разделения и кооперации труда. Неизбежные следствия отмеченной им за­кономерности: образование социальных и профессиональных групп; концентрация богатства в руках немногих и эксплуата­ция значительной части людей; возникновение в разных фор­мах корпоративных объединений; усиление эгоистической мо­рали, которая разрушительно воздействовала на естественное для человека чувство солидарности и согласия.

Герберт Спенсер (1820-1903) последовательно отстаивал взгляд на общество как на единый организм, целостную сис­тему, каждая часть которой выполняет присущие ей специфи­ческие функции. Он считал состояние противоборства, конф­ликты универсальными, усматривал в них всеобщий закон общественного развития.

Карл Маркс (1818-1883) разработал стройную систему тео­рии конфликтов. Он считал, что конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре, основу которых составляет классовая борьба. Ее главной при­чиной было господство частной собственности. Именно на ча­стной собственности основываются все так называемые «анта­гонистические общественно-экономические формации».

К. Маркс полагал, что общество является целостной сис­темой, состоящей из подсистем — экономической, социальной, политической, идеологической. Все подсистемы находят­ся в объективной причинно-следственной зависимости. Гла­венствующую роль среди них выполняет экономика, которая основана на материальном производстве и определенных от­ношениях собственности. Изменение социальной системы оз­начает ее переход из одного качественного состояния в другое как результат разрешения противоречий, скопившихся в ходе поступательного развития общества. В результате революци­онных преобразований должно быть создано общество, где отсутствует объективная база для социальных конфликтов. В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, кон­фликты. Ошибочность выводов в соответствии с этой теорией состояла в том, что ее авторы считали возможным в буду­щем, после уничтожения частной собственности на средства производства, создать условия для ликвидации антагонисти­ческих отношений как базы социальных конфликтов.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) ставил знак равенства меж­ду общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради инди­видуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге. В трактате «О разделении обще­ственного труда» (1893) утверждалось, что конфликт — уни­версальное явление социальной жизни, но не менее универ­сальны сотрудничество, взаимообмен и сплоченность людей. Конфликт, если он разрешается эффективно и мирно, играет двоякую роль — выступает симптомом социальных проблем и является средством восстановления социального равновесия.

В отличие от К. Маркса Э. Дюркгейм отводил решающую роль в жизни общества не материальному производству и эко­номике, а культуре. Последняя понималась им как специфичес­кая совокупность средств, способов, форм и ориентиров взаимо­действия людей со средой существования, или как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Наибольшее значение в сближении людей имеет не инте­рес (ибо всякая гармония интересов таит в себе скрытый и только отложенный на время конфликт), а нравственное само­сознание, понимание человеком своих прав и обязанностей.

Именно нравственность как конкретная совокупность норм, воздействующих на реальное поведение людей, обладает свой­ством регулирования конфликтов.

Георг Зиммелъ (1858-1918) впервые ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Он специально занимался раз­работкой теории конфликта. Его работы в этой области призна­ны основополагающими. Среди них — фундаментальный труд «Социальная дифференциация», в котором обстоятельно про­анализированы «чистые формы социализации», весь процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы зна­ний, норм и ценностей. В ряду «чистых форм» значится и кон­фликт как одно из проявлений разногласий, объединяющих про­тивоборствующие и вместе с тем взаимосвязанные стороны, включая отношения между рабочим и предпринимателем, ли­цами наемного труда и владельцами капиталов.

В книге «Конфликт современной культуры» (1918) Зим-мель отмечал, что существующие в обществе множества эгои­стических групп не только не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых ни­тей. Именно эти пересечения групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости демократичес­ких обществ. Тем не менее, конфликты неустранимы, они представляют необходимое универсальное свойство социаль­ной жизни, столь же устойчивую ее форму, как власть, ры­нок, общественный договор и др.

Он считал, что среди таких устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотруд­ничество, особое место занимает конфликт, который спо­собствует социальной интеграции, определяет характер конк­ретных социальных образований, укрепляет принципы и нор­мы их организации.

Г. Зиммель утверждал, что интенсивность конфликтного взаимодействия влияет на само существование группы, при­надлежность к которой защищает личность. Кроме того, ост­рота конфликтного взаимодействия между группами ведет к сплачиванию внутри группы, а частые, но небольшие конф­ликты — к усилению внутригруппового единства, созданию норм, регулирующих взаимоотношения.

На основе теории Г. Зиммеля были разработаны методы разрешения реалистических конфликтов путем отыскания общего ценностного консенсуса, равновесия. Эти методы исполь­зовались профсоюзными организациями, правительственными учреждениями, политическими движениями по поиску «наци­онального согласия».

Макс Вебер (1864-1920) считал, что общество представля­ет собой совокупность групп, различающихся статусом, поэто­му их интересы расходятся, что и порождает социальные кон­фликты. Всякие надежды на возможность их устранения ил­люзорны, но поскольку интересы людей не только расходятся, но в какой-то мере и совпадают, создается основа для баланса сил, достижения социального консенсуса. Конфликты не мо­гут быть устранены из социальной жизни, но это не означает, что она характеризуется постоянной нестабильностью.

М. Вебер выдвинул идею упорядочения социальной жиз­ни. Он полагал, что капитализм — это рациональный тип хо­зяйствования, отличительной чертой которого является нали­чие хорошо организованного предприятия, где тот или иной индивид занимает свое место.

Данная модель организации представляет собой надежно устроенную и отлаженную машину, все функции которой рег­ламентированы, а люди выполняют роль отдельных частей, передаточных механизмов и т. п. Управление такой организа­цией сводится к выработке соответствующих инструкций и контролю за их исполнением. Какие-либо отклонения от пред­писанного порядка просто противопоказаны. Следовательно, и конфликтов в организации быть не должно.

Элтон Мэйо (1880-1949) видел в конфликте социальную аномалию, которую нужно привести к норме. Нормой он счи­тал бесконфликтность, гармоничное состояние социальной си­стемы, в которой социальная напряженность снимается. Уче­ный видел социальную норму в «социальном равновесии», «со­стоянии сотрудничества».

Кеннет Боулдинг в книге «Конфликт и защита. Общая тео­рия» (1963) попытался изложить собственную общую теорию конфликтного взаимодействия. Основой его представлений о конфликтах, происходящих как в обществе, так и природе, яв­ляется описание статической и динамической моделей.

Статическая модель рассматривает конфликт как специ­фическую систему, первым элементом которой являются сто­роны (люди, животные, объекты, теории), а вторым — отношения между этими сторонами. Конфликт он определяет как конкурентную ситуацию, в которой стороны стремятся занять позицию, несовместимую с желаниями другой стороны.

Динамическая модель строится на известной современной психологической концепции бихевиоризма, или поведенческой психологии, согласно которой человек ведет себя по прин­ципу «стимул — реакция», постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика конфликта есть одно из прояв­лений общих поведенческих реакций человека в условиях про­тивоборства.

Сложный характер мотивов, вызывающих конфликт, объяс­няется наличием в них не только явных, но и скрытых момен­тов. Ключ к природе любой ситуации находится в самосозна­нии сторон.

Еще одной важной идеей К. Боулдинга является его пред­ставление о существовании единого, универсального источни­ка конфликта, а именно — несовместимости интересов сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения. Он сфор­мулировал принцип ограниченности, дефицита, нехватки материальных или духовных ресурсов и благ, распределение которых способствует возникновению конфликтов.

Практически все рассмотренные концепции представляют собой преимущественно эмпирическое восприятие конфлик­тов, которое держалось достаточно долго.

По-настоящему научный подход к ним проявился только со второй четверти XIX в. Именно с этого времени конфликты выдвигаются в ряд предметов для специального изучения. Фор­мирование конфликтологии как особой области такого рода исследований происходило вместе с развитием истории, социо­логии, права, этики, психологии и других социальных наук.