Развитие конфликтологии в XVIII — первой половине XX в.
В конце XVIII — начале XIX в. вооруженные конфликты подверглись резкой критике общественным мнением Европы.
Иммануил Кант (1724-1804) считал, что состояние мира между людьми, даже живущими по соседству, не есть их естественное состояние, напротив, оно есть состояние войны или, по крайней мере, постоянная ее угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено.
Георг Гегель (1770-1831) отмечал, что главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством, с одной стороны, и привязанным к труду классом — с другой. Он считал, что государство должно представлять интересы всего общества и регулировать конфликты.
Огюст Конт (1798-1857) уделял большое внимание приметным в истории человечества проявлениям разделения и кооперации труда. Неизбежные следствия отмеченной им закономерности: образование социальных и профессиональных групп; концентрация богатства в руках немногих и эксплуатация значительной части людей; возникновение в разных формах корпоративных объединений; усиление эгоистической морали, которая разрушительно воздействовала на естественное для человека чувство солидарности и согласия.
Герберт Спенсер (1820-1903) последовательно отстаивал взгляд на общество как на единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет присущие ей специфические функции. Он считал состояние противоборства, конфликты универсальными, усматривал в них всеобщий закон общественного развития.
Карл Маркс (1818-1883) разработал стройную систему теории конфликтов. Он считал, что конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре, основу которых составляет классовая борьба. Ее главной причиной было господство частной собственности. Именно на частной собственности основываются все так называемые «антагонистические общественно-экономические формации».
К. Маркс полагал, что общество является целостной системой, состоящей из подсистем — экономической, социальной, политической, идеологической. Все подсистемы находятся в объективной причинно-следственной зависимости. Главенствующую роль среди них выполняет экономика, которая основана на материальном производстве и определенных отношениях собственности. Изменение социальной системы означает ее переход из одного качественного состояния в другое как результат разрешения противоречий, скопившихся в ходе поступательного развития общества. В результате революционных преобразований должно быть создано общество, где отсутствует объективная база для социальных конфликтов. В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Ошибочность выводов в соответствии с этой теорией состояла в том, что ее авторы считали возможным в будущем, после уничтожения частной собственности на средства производства, создать условия для ликвидации антагонистических отношений как базы социальных конфликтов.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге. В трактате «О разделении общественного труда» (1893) утверждалось, что конфликт — универсальное явление социальной жизни, но не менее универсальны сотрудничество, взаимообмен и сплоченность людей. Конфликт, если он разрешается эффективно и мирно, играет двоякую роль — выступает симптомом социальных проблем и является средством восстановления социального равновесия.
В отличие от К. Маркса Э. Дюркгейм отводил решающую роль в жизни общества не материальному производству и экономике, а культуре. Последняя понималась им как специфическая совокупность средств, способов, форм и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, или как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
Наибольшее значение в сближении людей имеет не интерес (ибо всякая гармония интересов таит в себе скрытый и только отложенный на время конфликт), а нравственное самосознание, понимание человеком своих прав и обязанностей.
Именно нравственность как конкретная совокупность норм, воздействующих на реальное поведение людей, обладает свойством регулирования конфликтов.
Георг Зиммелъ (1858-1918) впервые ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Он специально занимался разработкой теории конфликта. Его работы в этой области признаны основополагающими. Среди них — фундаментальный труд «Социальная дифференциация», в котором обстоятельно проанализированы «чистые формы социализации», весь процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей. В ряду «чистых форм» значится и конфликт как одно из проявлений разногласий, объединяющих противоборствующие и вместе с тем взаимосвязанные стороны, включая отношения между рабочим и предпринимателем, лицами наемного труда и владельцами капиталов.
В книге «Конфликт современной культуры» (1918) Зим-мель отмечал, что существующие в обществе множества эгоистических групп не только не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости демократических обществ. Тем не менее, конфликты неустранимы, они представляют необходимое универсальное свойство социальной жизни, столь же устойчивую ее форму, как власть, рынок, общественный договор и др.
Он считал, что среди таких устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество, особое место занимает конфликт, который способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.
Г. Зиммель утверждал, что интенсивность конфликтного взаимодействия влияет на само существование группы, принадлежность к которой защищает личность. Кроме того, острота конфликтного взаимодействия между группами ведет к сплачиванию внутри группы, а частые, но небольшие конфликты — к усилению внутригруппового единства, созданию норм, регулирующих взаимоотношения.
На основе теории Г. Зиммеля были разработаны методы разрешения реалистических конфликтов путем отыскания общего ценностного консенсуса, равновесия. Эти методы использовались профсоюзными организациями, правительственными учреждениями, политическими движениями по поиску «национального согласия».
Макс Вебер (1864-1920) считал, что общество представляет собой совокупность групп, различающихся статусом, поэтому их интересы расходятся, что и порождает социальные конфликты. Всякие надежды на возможность их устранения иллюзорны, но поскольку интересы людей не только расходятся, но в какой-то мере и совпадают, создается основа для баланса сил, достижения социального консенсуса. Конфликты не могут быть устранены из социальной жизни, но это не означает, что она характеризуется постоянной нестабильностью.
М. Вебер выдвинул идею упорядочения социальной жизни. Он полагал, что капитализм — это рациональный тип хозяйствования, отличительной чертой которого является наличие хорошо организованного предприятия, где тот или иной индивид занимает свое место.
Данная модель организации представляет собой надежно устроенную и отлаженную машину, все функции которой регламентированы, а люди выполняют роль отдельных частей, передаточных механизмов и т. п. Управление такой организацией сводится к выработке соответствующих инструкций и контролю за их исполнением. Какие-либо отклонения от предписанного порядка просто противопоказаны. Следовательно, и конфликтов в организации быть не должно.
Элтон Мэйо (1880-1949) видел в конфликте социальную аномалию, которую нужно привести к норме. Нормой он считал бесконфликтность, гармоничное состояние социальной системы, в которой социальная напряженность снимается. Ученый видел социальную норму в «социальном равновесии», «состоянии сотрудничества».
Кеннет Боулдинг в книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963) попытался изложить собственную общую теорию конфликтного взаимодействия. Основой его представлений о конфликтах, происходящих как в обществе, так и природе, является описание статической и динамической моделей.
Статическая модель рассматривает конфликт как специфическую систему, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты, теории), а вторым — отношения между этими сторонами. Конфликт он определяет как конкурентную ситуацию, в которой стороны стремятся занять позицию, несовместимую с желаниями другой стороны.
Динамическая модель строится на известной современной психологической концепции бихевиоризма, или поведенческой психологии, согласно которой человек ведет себя по принципу «стимул — реакция», постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика конфликта есть одно из проявлений общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства.
Сложный характер мотивов, вызывающих конфликт, объясняется наличием в них не только явных, но и скрытых моментов. Ключ к природе любой ситуации находится в самосознании сторон.
Еще одной важной идеей К. Боулдинга является его представление о существовании единого, универсального источника конфликта, а именно — несовместимости интересов сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения. Он сформулировал принцип ограниченности, дефицита, нехватки материальных или духовных ресурсов и благ, распределение которых способствует возникновению конфликтов.
Практически все рассмотренные концепции представляют собой преимущественно эмпирическое восприятие конфликтов, которое держалось достаточно долго.
По-настоящему научный подход к ним проявился только со второй четверти XIX в. Именно с этого времени конфликты выдвигаются в ряд предметов для специального изучения. Формирование конфликтологии как особой области такого рода исследований происходило вместе с развитием истории, социологии, права, этики, психологии и других социальных наук.