Конфликтогенные психологические особенности социальных сирот — дошкольников и младших школьников

Среди воспитанников детских домов и приютов основную массу составляют социальные сироты при живых родителях: лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители отказа­лись или были лишены родительских прав.

Наблюдения сотрудников детских домов и приютов пока­зывают, что дошкольников в условиях депривации детско-родительских отношений отличает повышенная «ситуативность», которая проявляется в самых разных сферах личности ребен­ка—в общении, мышлении, желаниях и действиях. У до­школьников, живущих в детских домах или приютах, слабо развит временной план действий, они не осознают своих дей­ствий. Их прошлое и будущее связаны только с режимными моментами («спать, есть, гулять») и ограничиваются одним днем.

Дошкольнику, растущему вне семьи, не свойственны наиболее типичные для этого возрастного периода формы и моти­вы общения. Многие авторы отмечают, что эти дети проявля­ют значительно больший интерес к взрослым в отличие от сверстников, воспитывающихся в семьях. Дети испытывают обостренную потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в то время как их сверстникам из благополучных семей свойственны более сложные формы потребности в об­щении — в сотрудничестве, совместной деятельности, ува­жении, сопереживании.

Обращает на себя внимание сниженная инициативность в общении: например, дети в детском доме обращаются к взрос­лому в 5-10 раз реже, чем в детском саду.

У дошкольников в детских домах часто появляются пси­хогенные реакции на условия воспитания: плаксивость, подав­ленность, заторможенность или, наоборот, раздражительность, которая всегда интерпретируется взрослыми как агрессивность; обнаруживаются сниженная эмоциональность, пассивность в любых видах деятельности. У детей отсутствует способность к ролевому взаимодействию, сопереживанию как взрослым, так и сверстникам. Игровые действия дети выполняют фор­мально, не осмысливая и не переживая их с позиции ролевого персонажа, хотя внешне рисунок действия может быть вполне адекватен выбранному сюжету. Игровые роли, создание вооб­ражаемой ситуации, символические замещения, характерные для игры дошкольников, практически отсутствуют. Общение, отличающееся эмоциональной бедностью и ситуативностью в процессе игры, сводится к конкретным обращениям и замеча­ниям по поводу действий сверстника; наблюдаются конфлик­ты и агрессивные формы поведения.

В дошкольном возрасте депрессивные состояния детей обычно стерты, проявляются в соматовегетативных, двигатель­ных расстройствах и различных нарушениях поведения (рас­стройства сна, аппетита, беспокойство, плаксивость и др.). Депрессивные проявления отражаются и в психомоторике — страдальческое выражение лица, старческая осанка, тихий го­лос, наблюдаются суточные колебания настроения. Для детей младшего школьного возраста при депрессии характерны та­кие проявления, как пассивность, вялость, потеря интереса к играм, обидчивость. Общим признаком является утрата свой­ственных детям жизнерадостности, оптимистического миро­ощущения. Психологам и социальным работникам важно не забывать о доминирующей в российском социуме установке на воспитание послушного ребенка (это касается семьи, неза­крытых учебных и воспитательных учреждений и заведений интернатного типа), при этом почти никогда не присутствует установка на воспитание счастливого ребенка.

Еще Р. Берне отмечал, что если «Я»-концепция ребенка формируется в условиях депривации отношений с матерью, то она часто лишена позитивного содержания, крайне уязвима и защищает себя с помощью враждебности к другим людям. Бедный конкретно-чувственный опыт, недостаток практики ре­шения проблемных ситуаций у детей, воспитывающихся без семьи, приводит к недоразвитию наглядно-образного мышле­ния. Мышление такого ребенка рассудочно, схематично, эле­менты логического мышления (классификация, систематиза­ция) подменяют собой творческое, образное восприятие мира.

В отличие от своих «домашних» сверстников дети-сироты отличаются дисгармоничностью развития интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повы­шенной агрессивностью, неумением разрешать конфликты. То, что в детском учреждении ребенок постоянно вынужден об­щаться с одной и той же заданной группой сверстников, не способствует развитию навыков общения с другими сверстни­ками; дети не умеют адекватно оценивать свои качества, стро­ить равноправные отношения с незнакомыми сверстниками, привыкают подчиняться требованиям воспитателей, «жить по инструкции», что, естественно, не помогает самостоятельно разрешать возникающие ситуации.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, харак­терна высокая агрессивность, которую можно объяснить их неудовлетворенной потребностью в родительской любви. У них не образовано базовое доверие к миру, не удовлетворены по­требности в самоутверждении, эмоциональном комфорте, при­знании своей ценности со стороны окружающих.