Конфликтогенные психологические особенности социальных сирот — дошкольников и младших школьников
Среди воспитанников детских домов и приютов основную массу составляют социальные сироты при живых родителях: лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители отказались или были лишены родительских прав.
Наблюдения сотрудников детских домов и приютов показывают, что дошкольников в условиях депривации детско-родительских отношений отличает повышенная «ситуативность», которая проявляется в самых разных сферах личности ребенка—в общении, мышлении, желаниях и действиях. У дошкольников, живущих в детских домах или приютах, слабо развит временной план действий, они не осознают своих действий. Их прошлое и будущее связаны только с режимными моментами («спать, есть, гулять») и ограничиваются одним днем.
Дошкольнику, растущему вне семьи, не свойственны наиболее типичные для этого возрастного периода формы и мотивы общения. Многие авторы отмечают, что эти дети проявляют значительно больший интерес к взрослым в отличие от сверстников, воспитывающихся в семьях. Дети испытывают обостренную потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в то время как их сверстникам из благополучных семей свойственны более сложные формы потребности в общении — в сотрудничестве, совместной деятельности, уважении, сопереживании.
Обращает на себя внимание сниженная инициативность в общении: например, дети в детском доме обращаются к взрослому в 5-10 раз реже, чем в детском саду.
У дошкольников в детских домах часто появляются психогенные реакции на условия воспитания: плаксивость, подавленность, заторможенность или, наоборот, раздражительность, которая всегда интерпретируется взрослыми как агрессивность; обнаруживаются сниженная эмоциональность, пассивность в любых видах деятельности. У детей отсутствует способность к ролевому взаимодействию, сопереживанию как взрослым, так и сверстникам. Игровые действия дети выполняют формально, не осмысливая и не переживая их с позиции ролевого персонажа, хотя внешне рисунок действия может быть вполне адекватен выбранному сюжету. Игровые роли, создание воображаемой ситуации, символические замещения, характерные для игры дошкольников, практически отсутствуют. Общение, отличающееся эмоциональной бедностью и ситуативностью в процессе игры, сводится к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника; наблюдаются конфликты и агрессивные формы поведения.
В дошкольном возрасте депрессивные состояния детей обычно стерты, проявляются в соматовегетативных, двигательных расстройствах и различных нарушениях поведения (расстройства сна, аппетита, беспокойство, плаксивость и др.). Депрессивные проявления отражаются и в психомоторике — страдальческое выражение лица, старческая осанка, тихий голос, наблюдаются суточные колебания настроения. Для детей младшего школьного возраста при депрессии характерны такие проявления, как пассивность, вялость, потеря интереса к играм, обидчивость. Общим признаком является утрата свойственных детям жизнерадостности, оптимистического мироощущения. Психологам и социальным работникам важно не забывать о доминирующей в российском социуме установке на воспитание послушного ребенка (это касается семьи, незакрытых учебных и воспитательных учреждений и заведений интернатного типа), при этом почти никогда не присутствует установка на воспитание счастливого ребенка.
Еще Р. Берне отмечал, что если «Я»-концепция ребенка формируется в условиях депривации отношений с матерью, то она часто лишена позитивного содержания, крайне уязвима и защищает себя с помощью враждебности к другим людям. Бедный конкретно-чувственный опыт, недостаток практики решения проблемных ситуаций у детей, воспитывающихся без семьи, приводит к недоразвитию наглядно-образного мышления. Мышление такого ребенка рассудочно, схематично, элементы логического мышления (классификация, систематизация) подменяют собой творческое, образное восприятие мира.
В отличие от своих «домашних» сверстников дети-сироты отличаются дисгармоничностью развития интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной агрессивностью, неумением разрешать конфликты. То, что в детском учреждении ребенок постоянно вынужден общаться с одной и той же заданной группой сверстников, не способствует развитию навыков общения с другими сверстниками; дети не умеют адекватно оценивать свои качества, строить равноправные отношения с незнакомыми сверстниками, привыкают подчиняться требованиям воспитателей, «жить по инструкции», что, естественно, не помогает самостоятельно разрешать возникающие ситуации.
Для детей, оставшихся без попечения родителей, характерна высокая агрессивность, которую можно объяснить их неудовлетворенной потребностью в родительской любви. У них не образовано базовое доверие к миру, не удовлетворены потребности в самоутверждении, эмоциональном комфорте, признании своей ценности со стороны окружающих.