ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломная работа является завершающей выпускной работой студента, на основании которой Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) решает вопрос об уровне профессиональной квалификации будущего социального педагога.
Завершенная и полностью оформленная дипломная работа, содержащая все необходимые документы (например, акты о внедрении результатов исследования в практику социально-педагогической деятельности), представляется научному руководителю на составление отзыва. Руководитель, который осуществляют проверку дипломной работы на правильность оформления, приводит свои оценки о дипломной работе в отзыве. В случае, если нарушены требования, дипломная работа возвращается студенту на исправление. Отзыв на дипломную работу подписывается руководителем, подпись заверяется печатью и отзыв передается вместе с дипломной работой заведующему кафедрой социальной педагогики. При нормальном завершении заведующий кафедрой подписывает ДР на титульном листе.
Допуск дипломной работы к защите осуществляется не позднее чем за две недели до государственных экзаменов на основании результатов предзащиты дипломной работы на заседании кафедры социальной педагогики или созданных на ее базе комиссий, где студент представляет доклад по материалам дипломной работы, саму дипломную работу и отзыв научного руководителя. Вопрос о допуске студента к защите решается кафедрой в присутствии руководителя и студента-дипломника. Если вопрос о допуске к защите решается на заседании комиссии, то протокол ее заседания представляется заведующему кафедрой на утверждение. В заключении о допуске дипломной работы к защите отмечается степень самостоятельности выполнения дипломной работы, владение методами теоретического анализа, обобщения практического опыта социально-педагогической деятельности и полученного в результате исследования эмпирического и экспериментального материала.
Дипломная работа, допущенная к защите, направляется заведующим кафедрой на рецензирование. В рецензии на дипломную работу отмечается:
- актуальность темы;
- полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы;
- эффективность использования методов и методик исследования;
- достижение поставленной цели;
- практическая ценность и возможность использования полученных результатов.
Рецензент имеет право потребовать у студента-дипломника дополнительные материалы, касающиеся существа проделанной работы. Результаты рецензирования подписываются рецензентом, и его подпись заверяется в отделе кадров соответствующей организации. Студент должен быть ознакомлен с рецензией до защиты дипломной работы в ГЭК.
За три дня до защиты дипломник представляет в деканат:
— дипломную работу;
—отзыв руководителя;
— рецензию на ДР;
- справку о внедрении результатов исследования, если оно имело место.
Дипломная работа и все представленные студентом документы направляются в Государственную экзаменационную комиссию для защиты.
При подготовке к защите дипломник должен составить тезисы выступления, оформить наглядные материалы в форме плакатов, слайдов или компьютерной презентации, продумать ответы на замечания научного руководителя и рецензента.
В своем выступлении на заседании ГЭК необходимо отразить:
— актуальность, новизну и перспективность темы дипломной работы;
— теоретические и методологические положения, на которых базируется проведенное исследование;
— результаты проведенного исследования по изучаемой проблеме;
— конкретные предложения, рекомендации и разработки по решению проблемы и совершенствованию исследуемых процессов с обоснованием возможности их реализации;
— социально-педагогический и социальный эффекты от внедрения разработанных предложений.
Регламент выступления дипломника — не более 10 минут. После выступления студента ему задаются вопросы, оглашается отзыв научного руководителя и рецензия. Студент-дипломник отвечает на вопросы и замечания научного руководителя, рецензента, председателя, членов ГЭК, а также присутствующих на защите.
Государственная экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты дипломных работ, принимает решение об оценке дипломной работы и присвоении студенту соответствующей квалификации. ГЭК принимает также решение о предоставлении рекомендации для поступления в магистратуру и аспирантуру студентам, защитившим дипломные работы с оценкой «отлично» - 9 и 10 баллов.
Студент, не выполнивший работу в установленный срок или не прошедший предзащиты дипломной работы на кафедре социальной педагогики, сдает комплексный экзамен по социальной педагогике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многолетний опыт руководства курсовыми и дипломными работами в ряде вузов страны подтверждает высокую эффективность данных форм учебно-научной исследовательской деятельности студентов. Учебно-исследовательская работа, в целом, и курсовые исследовательские проекты, в частности, зарекомендовали себя как важный фактор формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов. Расширение научного кругозора, формирование умений научного исследования в процессе разработки и реализации методики конкретного социально-педагогического исследования, получение практико-ориентированных результатов являются важными условиями дальнейшего развития креативных структур личности будущего специалиста. Будучи первым шагом в науку, курсовые работы способствуют формированию научных интересов студентов, ориентируют многих из них на научное творчество.
Дипломные работы по социальной педагогике пока не имеют статуса обязательных для всех студентов. Однако развитие системы подготовки специалистов свидетельствует о том, что данная форма учебно-научной исследовательской работы студентов предполагает и интегрирует как теоретическое познание, так и активную преобразующую социально-педагогическую деятельность. Можно с уверенностью утверждать, что развитие данной формы обучения студентов позволит увеличить долю студентов, обладающих высокой профессиональной квалификацией.
Методология социальной педагогики базируется на систематизированном, основанном на фактах знании, полученном в результате научных исследований и анализа практики социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность настолько сложна и многообразна, что не может строиться только на эмпирической основе: элемент исследования в ней неизбежен в силу неповторимости условий социально-педагогической среды, нестандартности современных детей, уникальности социально-педагогических ситуаций, разнообразия решаемых социальным педагогом задач. Именно социально-педагогическое исследование является источником развития нового научного знания и источником развития социально-педагогических систем разного уровня сложности. Кроме того, в основе повседневной деятельности социального педагога также лежит локальное социально-педагогическое исследование, с помощью которого решаются профессиональные задачи, связанные с конкретной социально-педагогической проблемой.
return false">ссылка скрытаТаким образом, можно заключить, что социально-педагогическое исследование как процесс и результат научной деятельности направлено на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах процессов социализации, социального воспитания; теории и истории социальной педагогики; теории, методики и технологии социально-педагогической деятельности, ее содержании, принципах и закономерностях организации.
Активное социально-педагогическое исследование даже на уровне курсовых и дипломных работ служт развитию как теории, так и практики социальной педагогики. Творческое овладение методологией и методикой социально-педагогического исследования поможет студентам в познании актуальных проблем, а также окажет помощь в достижении профессиональных вершин.