Принципы построения общей теории городского развития. Понятие- ткань.понятие- каркас.
Для обозначения относительно устойчивой, структурообразующей части системы, концентрирующей основные процессы жизнедеятельности городского населения, связанные с высокой интенсивностью пространственного освоения, предлагается термин КАРКАС (I). Очевидно, что, выявляя каркас, управляя его формированием, градостроитель получает возможность аффективно влиять на все остальные компоненты ГС, составляющие ее основной материальный субстрат, или ТКАНЬ
Такая двоичная (каркас — ткань) модель ГС не является неожиданным откровением. Она буквально «носится в воздухе». Широкое употребление таких терминов, как «инфраструктура», «планировочная структура», «система центра», близких по смыслу к понятию «каркас», указывает на* то, что практика вынуждает градостроителей противопоставлять ведущую, структурообразующую, наиболее характерную часть ГС ее стереотипно организованной массе.
В какой же форме, какими методами мы можем охарактеризовать и количественно оценить процессы функционирования и развития города, представив его в виде системы, состоящей из каркаса и ткани? Выполненные к настоящему времени теоретические разработки[1] позволяют дать первую версию ответа на этот ключевой вопрос. Вкратце суть ответа сводится к следующему.
Во-первых, выявляя каркас, мы получаем возможность оперировать с теми элементами города, которые наиболее существенны для его последующего развития и в первую очередь должны стать объектами управляющих воздействий градостроителя. Разработаны некоторые операционные методы выявления каркаса ГС, основанные на использовании количественных характеристик.
Во-вторых, установлено, что соотношение каркаса и ткани — фундаментальная характеристика динамического состояния ГС. Показано, что различные фазы городского развития как на относительно коротких временных интервалах его текущего функционирования, так и в масштабе долговременных эволюционных изменений могут быть охарактеризованы различными значениями этого соотношения. Сделаны некоторые более или менее доказательные предположения относительно характера проявляющихся при этом зависимостей.
В отличие от планировочной структуры каркас означает не сами по себе внутренние взаимосвязи, свойственные объекту, а выделенную на основе этих взаимосвязей совокупность его материально-пространственных элементов (сооружения, магистрали и т. п.). В то же время каркас охватывает не все, а лишь важнейшие элементы и связи объекта, определяющие его структурную и функциональную организацию; он характеризует верхний иерархический уровень структуры, тогда как ее нижележащие уровни находят отражение в строении ткани. Таким образом, каркас фиксирует строение ГС, с одной стороны, более предметно, материально, а с другой стороны,— более обобщенно, чем планировочная структура. Это позволяет надеяться на эффективное использование понятия «каркас» при исследовании и моделировании структурно-функциональной организации и развития ГС. Здесь необходимо сделать оговорку. Нетрудно предположить, что понятие «каркас» отражает некоторые общие закономерности СФО архитектурно-планировочных объектов (от сооружения до региональных систем), которые выходят за рамки локальной задачи описания собственно города. Структурно-функциональный каркас достаточно четко прослеживается не только в городе, но и в отдельном сооружении, и в сложном архитектурном комплексе, и даже в эконом географическом районе.
Хотя такое расширительное толкование понятия «каркас» во многих случаях кажется оправданным, в нашем случае задача жестко ограничена рамками исследования собственно города. Все, что говорится ниже об изменении каркаса и его характеристик, ориентировано на конкретную задачу описания процессов городского развития и не может быть механически перенесено на объекты других уровней пространственной организации среды. Такое обобщение универсальной модели «каркас — ткань», хотя и представляется логически возможным, пока, по-видимому, преждевременно — ему должны предшествовать основанные на этой модели развернутые интерпретации функционирования и развития объектов каждого уровня с учетом присущих им специфических особенностей.
Каркас отражает существенные свойства СФО города (точнее, ГС) в целом постольку, поскольку его становление и развитие неразрывно связаны с формированием и эволюцией городской ткани. Конечно, каждый из компонентов города — ткань, так же как и каркас,— выполняет свою весьма ответственную и специфическую роль в функционировании ГС. Поддержание определенных характеристик ткани — необходимое условие полноценной городской жизни. Однако именно каркас — главный рабочий орган, своего рода «двигатель», который обеспечивает эффективную и бесперебойную работу «городской машины». Параметры каркаса определяют тот потенциал обмена (выбора), так сказать, «коммуникативной мощности», который город в состоянии предложить своему жителю как главное, определяющее качество городского образа жизни.
На стадии роста происходит активное воспроизводство элементов ткани. Форма городского развития реализуется в силу того, что при некоторой избыточности потенциала каркаса она связана с наименьшими затратами, т. е. является наиболее эффективной формой расходования энергетических ресурсов системы. Постепенно возникающая и неуклонно растущая диспропорция между размерами системы и потенциалом ее каркаса до некоторого момента компенсируется наращиванием мощности каркаса в пределах уже занятой им территории, за счет внутренних резервов его интенсификации.