Системы биллинга пользователей IP-телефонии
Система биллинга (Billing System) - это программный продукт, обычно интегрированный с системой IP-телефонии и предназначенный для учета, тарификации, анализа расходов и выставления счетов за телефонные переговоры.
Системы биллинга традиционной телефонной связи не подходят для рынка услуг IP-телефонии, так как они не имеют непосредственного контакта с абонентом во время разговора и информация о вызовах передается в систему биллинга только в конце расчетного периода. Системы биллинга пользователей IP-телефонии должны отслеживать и управлять действиями абонентов в реальном времени: обеспечивать расчеты, рассчитывать, отслеживать и анализировать трафик и состояние счетов пользователей.
Системы биллинга поддерживают функцию предоплаты, которая должна обеспечивать: контроль возможностей предоплаченных карт; уведомление по электронной почте при критической сумме на счете; пополнение счета; поиск наилучшего пути для вызова; получение информации о зональных тарифах и другой информации по обработке в реальном времени заранее оплаченных вызовов.
Система биллинга пользователей IP-телефонии должна реализовывать механизмы идентификации пользователя, то есть проверку его индивидуальной подлинности, независимо от места, с которого он делает вызов: дом или офис, обычный телефон или компьютер. Функцией систем биллинга является авторизация пользователя в реальном масштабе времени, состоящая в проверке пользователя на право получения услуги, прежде чем она будет ему доступна.
Важной характеристикой систем биллинга является гибкость, поэтому их программное обеспечение обычно строится по блочно-функциональному принципу для обеспечения его быстрого внедрения у провайдера и возможностей масштабирования. Архитектура системы биллинга должна обеспечивать работу с любым сетевым окружением и интеграцию с новыми аппаратно-программными средствами IР-телефонии.
Примером системы биллинга может служить автоматизированная система расчетов IPSoft Billing, построенная на основе технологии клиент-сервер. Она предназначена для построения систем оказания услуг IP-телефонии, коммутируемого доступа в Интернет и учета трафика.
Основные структурные элементы системы:
• база данных, функционирующая под управлением СУБД Sybase Adaptive Server Anywhere, Sybase Adaptive Server Enterprise или Microsoft SQL Server; сервер реального времени, выполняющий функции авторизации, регистрации биллинговых событий, учета объема;
• клиентское приложение, реализующее функции рабочего места администратора, оператора и менеджера;
• WEB-интерфейс, позволяющий получать информацию о клиенте из Интернета.
Нагрузочная способность системы: до 10.000.000 звонков в месяц; до 100.000 активных абонентов; до 5000 Гб трафика в месяц. Система поддерживает реализацию следующих основных функций:
1. Абонентский учет, в том числе:
• ведение справочника абонентов;
• учет персональной информации и реквизитов для юридических лиц;
• различные способы оплаты: предоплата, кредит, ограниченный кредит;
• возможность идентификации абонента по номеру телефона;
• управление счетами абонента - блокировка и разблокировка, ведение истории состояния счета и т.д.
2. Тарификация услуг, в том числе:
• ведение справочника кодов доступа (междугородных и международных);
• ведение справочника тарифных зон трафика;
• гибкая система настройки тарифных планов;
• возможность перерасчета стоимости предоставленных услуг и т.д.
3. Расчеты с абонентами, в том числе:
• формирование счета для клиентов, работающих в кредит;
• счет-фактура с возможностью настройки печатной формы;
• ввод и учет платежей абонента;
• поддержка нескольких валют.
4. Расчеты с партнерами, в том числе:
• учет объема услуг, предоставленных провайдером;
• учет объема услуг, предоставленных провайдеру;
• подсчет себестоимости услуг и т.д.
5. Формирование аналитической и статистической отчетности,
в том числе:
• распределение звонков по тарифным зонам;
• распределение звонков по времени суток, дням недели, месяцам;
• распределение звонков по провайдерам;
• отчет об объеме трафика пользователя за период и т.д.
6. Администрирование системы, в том числе:
• ведение справочника пользователей;
• разграничение прав пользователей в системе;
• экспорт любой выборки в текстовый файл или файл Microsoft Excel.