Районная планировка. Пространственная неравномерность расселения

4. РАЙОННАЯ ПЛАНИРОВКА

Процесс урбанизации и формирование систем населенных мест. Модели иерархии расселения. В работах экономгеографов и район­ных планировщиков, четко сформулировано общее отношение к урба­низации как объективно обусловленному процессу: «Парадоксального расхождения между настойчивым стремлением правительств, ученых и градостроителей ограничить рост больших городов и их фактическим ростом могло бы и не быть, если бы города не развивались в силу важных объективных закономерностей и не имели крупнейших достоинств как форма человеческого расселения». В числе этих достоинств называют выгоды концентрации производства в городах, развитие в них вторичных и третичных видов деятельности, специфическую роль городов как фокусов социальной активности и информационного обмена, источников распространения нововведе­ний в области культуры и технологии

Внимание многих исследователей привлекают те специфические пространственные формы, которые приобретает увеличение числен­ ности городского населения, а именно территориальное расширение городов, и в первую очередь крупных.

Последнее обстоятельство уже давно привлекает внимание всех специалистов, изучающих режим функционирования развиваю­щихся городских образований. Существует обширная научная лите­ратура по изучению регулярных трудовых перемещений городского населения — так называемых «маятниковых миграций». В. В, Покши­шевский считает, что маятниковая миграция—это не столько миг­рация, сколько образ жизни, предполагающий регулярные загород­ные поездки, мало отличающиеся от пользования внутригородским транспортом. Большинство специалистов приходят к выводу, что маятниковые миграции населения — главный определитель фактичес­ких границ зон влияния городов или, если говорить точнее, того ареала, в пределах которого локализуются трудовые и социально-бытовые связи городского населения.

Формирование таких «тесных скоплений городских поселений, объединенных сложной системой многообразных связей» [26) становится главной чертой современной урбанизации. Эти скопления получили название агломераций. Агломерация — широко распростра­ненная и, по-видимому, простейшая форма взаимодействия городских поселений,

Экономгеографы склонны усматри­вать в формировании агломераций проявление определенных законо­мерностей процесса урбанизации. Градостроители же, напротив, об­ращают внимание на стихийность, неупорядоченность естественного развития городов, которые ведут к образованию агломераций;

Быстро развивающийся процесс урбанизации, задачи управления экономикой вынуждают рассматривать вопросы территориального размещения и взаимодействия населенных мест в масштабах области, экономгеографического района, страны. Уже сейчас существуют ур­банизированные ареалы, значительно превосходящие по своим разме­рам отдельную агломерацию или групповую систему в том смысле, который мы придали этим терминам. Для обозначения таких гигант­ских скоплений городов в зарубежной литературе часто исполь­зуется термин «мегалополис», которым была названа первоначально сросшаяся группа крупнейших городских агломераций на восточном побережье США (Бостон, Филадельфия, Нью-Йорк, Вашингтон).

Таким образом, подобно тому как границы города становятся «размытыми» в рамках агломерации или групповой системы, границы * последних в свою очередь до некоторой степени утрачивают четкость в рамках более сложных и высокоорганизованных планировочных сис­тем, формирующих в конечном счете глобальную систему расселения. Не случайно именно экономгеографам и районным планировщикам принадлежат первые попытки осмыслить жизненную среду человека как иерархию территориально-пространственных систем различной степени сложности.

Можно констатировать, таким образом, что, несмотря на извест­ные отличия, существующие в трактовке пространственных аспектов урбанизации различными исследователями, все они приходят к выво­ду о пространственной неоднородности расселения. Эта неоднород­ность рассматривается как естественный результат неоднородности самого географического пространства и неравномерности, присущей многим процессам жизнедеятельности (развитие экономики, рас­пространение «нововведений» и т. п.). Ори этом отмечаются два ти­па пространствен ной неоднородности расселения — линейный и центрический. Они отражают взаиморасположение коммуникаций и узловых центров, находящихся в местах их пересечения. На уровне региональных больших систем расселения сочетание этих двух ти­пов пространственной неоднородности приводит к представлению о сети расселения, в которой могут быть выделены доминирующие уз­ловые центры и «рядовые» линейные участки. К этому представлению сводятся в конечном счете все современные концепции расселения.

 

Представляется весьма существенным, что в качестве устойчи­вого каркаса планировочной системы выступают не только города-центры локальных планировочных систем, но и связывающие их тран­спортные магистрали.

Изучение региональных планировочных систем объективно выяв­ляет пространственную неравномерность расселения. Установлено, что поляризация пространств по степени освоения происходит около узло­вых районов и соединяющих их линейных транспортных связей. Эти факты наталкиваются на поиски соответствующих аналогий на других уровнях организации жизненной среды человека, где сходные по характеру процессы часто выступают не в столь явной форме. То же относится к представлению об инерционности больших планиро­вочных систем: скрытый потенциал роста, присущий наиболее устой­чивым элементам, формирующим относительно мало изменяемую структурную основу систем, может быть рассмотрен, по-видимому, не только применительно к скоплению городов, но также к отдельному городскому образованию или его элементам.

Методы экономгеографии и районной планировки представля­ют интерес также и с точки зрения накопленного ими опыта исполь­зования количественных методов. Начиная с ранних моделей прос­транственной экономики (Тюнен, Леш и др.) и кончая современными расчетами сети городов по методу демографических потенциалов работам в этой области присуще настойчивое стремление увязать важнейшие характеристики коммуникационной сети с показателями функционального использования городских территорий.