Мусульманское право.

Особенностью правовых систем мусульманских стран является то, что они функционируют на религиозной основе ислама. В основе стандартизированного мусульманского знания лежат священная книга Коран, хадисы устного предания Сунны и заповеди права шариата. Именно Коран, Сунна и шариат формировали сознание, поведение, образ жизни, систему ценностей, генеральные жизненные установки среднего мусульманина, полноправного члена исламской общности – уммы. Испол­нение его предписаний выступает своеобразной формой богослуже­ния, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение пра­вовых норм.

Официальная доктрина ислама не допускает, чтобы законодатель мог изменять нормы права, которые составляют свя­щенное мусульманское право.

Будучи тесно связанным с религией, мусульманское право не сливается с нею, относится не к религии, а к правовой системе. Особенностью мусульманского права являет­ся то обстоятельство, что государство непосредственно не участво­вало в формировании большинства его норм, выполняя свою пра­вотворческую миссию косвенно, главным образом санкциониро­ванием выводов мусульманско-правовых толков. Роль основного юридического источника мусульманского права принадлежала пра­вовой доктрине, а государство официально санкционировало ее вы­воды, назначая кади (судей) и возлагая на них обязанность решать дела на основании воли Аллаха и учения определенного толка.

В качестве источников мусульманского права выступают:

1).священная книга ислама Коран (высказывания Аллаха по­следнему из пророков и посланцев — Магомету). Коран содержит нормы о религиозных обрядах, закрепляет моральные предписания, обычаи и традиции, регламентирующие уклад жизни и образ пове­дения мусульман. Правильнее даже рассматривать Коран как общую идеологи­ческую основу всего мусульманского права;

2).Сунна (описание поступков, высказываний Магомета, инкор­порированное в шести канонических сборниках). При этом в тра­дициях ислама признание установок Корана строго обязательно, в то время как положения Сунны признаются желательными для выполнения;

3).иджма – положения, сформулированные правовой доктриной на основе истолкования Корана и Сунны. Это общее, согласо­ванное мнение мусульманских правоведов, догма шариата. Иджма – это положения, сформулированные правовой доктриной на основе истолкования Корана и Сунны; представляет собой сборник решений докторов ислама (муджтахидов) относительно разрешения вопросов, которые не урегулированы Кораном и Сунной, учредивших новые общеобязательные правила поведения;

4).кияс – умозаключения по аналогии. Значение кияса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического му­сульманского права и отыскать в самом шариате норму, необходи­мую для решения по аналогии любого дела, не создавая при этом новой нормы;

5).общие принципы, сформулированные различными богословско-юридическими школами. Учитывая архаический характер институтов мусульманского права и отсутствие систематизации, выра­ботанные доктриной принципы права, имеют высокое юридическое значение для этой правовой системы. Такой подход позволяет не только устранить пробел в нормативных положениях Корана или Сунны, но и устра­нить имеющиеся в них противоречия (исламские правоведы насчитывают их несколько десятков).

Длительное время мусульманское право не знало деления на от­расли. Группирование норм осуществлялось в зависимости от их те­матической оценки (семья, религия и др.) Ныне мусульманские ученые подразделяют систему мусульманского права на следующие отрасли:

- нормы, регулирующие отправление религиозного культа;

- нормы, закрепляющие личный статус правоверных;

- нормы, образу­ющие гражданское право;

- нормы, образующие отрасль «властных норм» (т.е. регулирующие государственно-управленческие, админи­стративные, финансовые отношения);

- нормы, образующие отрасль деликтного (уголовного) права.

Кроме того, к числу отраслей мусульманского права относятся судебное (процессуальное) и международное право.

Современное мусульманское право претерпевает значительные изменения. Такие изменения связаны с его:

- во-первых, вестернизацией, т.е. заимство­ванием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германской или англосаксонской правовым се­мьям;

- во-вторых, кодификацией мусульманского права (так, прак­тически во всех современных мусульманских странах приняты и действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы);

- в-третьих, ограничением или упразднением деятельности традици­онных судов, обеспечивающих неукоснительное применение поло­жений шариата.

В то же время в современных условиях фактор исламского фун­даментализма, официальное признание ислама государственной ре­лигией (Пакистан, Иран и др.) одновременно означает возраста­ющее влияние традиционного мусульманского права на законода­тельство, судебную систему, юридическую практику в целом.