Принципы ислама

Ислам характеризуется большой простотой исходных принципов: Бог, единый и всемогущий, передал людям текст Корана. Это осуществилось при посредничестве человека по имени Мухаммед. Коран – слово Божье. Мухаммед не является его автором: он получил этот текст от Божьего архангела Джебраила. Этот совершенный и полный текст достаточен для всех нужд человека и общества. Коран является высшей нормой в любой сфере духовной жизни: праве, политике, экономике, науке, индивидуальной или коллективной морали. Признать всемогущество Бога, – значит, повиноваться Его воле. Смысл слова «ислам» - «повиновение». Повиновение Богу заключается в том, чтобы повиноваться Его слову, то есть строго соблюдать предписания Корана.

Наиболее фундаментальные из этих предписаний – «пять столпов ислама»: символ веры (шахада), молитва пять раз в день, пост, милостыня (закят) и паломничество (хадж). Однако благочестивый мусульманин должен хорошо знать весь Коран, так как вся его общественная и частная жизнь должна соотноситься с ним. Коран рекомендует верующим рассказывать его всякий раз, когда это возможно. Тысячи верующих знают его наизусть от корки до корки.

Иногда послание Корана может оставлять место для толкований – не потому ли, что человеческий разум ограничен? Ислам считает истинным то толкование, которое дал Махаммад своей жизнью и своим учением. Дополнительные тексты, называемые «хадисы», и излагают это толкование. Их достоверность обеспечена крайней осмотрительностью, с которой мусульманские специалисты тщательно исследовали источники, указав в хронологической последовательности тех, кто собирал эти фрагменты. Если прибегнуть к юридическому сравнению, то Коран – это закон, исходящий от высшей власти, а хадисы – юриспруденция, то есть метод трактовки закона.

Верование мусульман касается всего, что написано в Коране. Хадис обобщает это верование следующим образом: «Верить в единого Бога, в посланных Им ангелов, в ниспосланные Им книги, в посланных Им людей, в воскрешение в Судный день, в определение Богом добра и зла».

Это требует комментария:

- вера в единого Бога не является прерогативой ислама: это вера подавляющего большинства тех, кто верит в Творение Вселенной. Однако упорство, с которым единство Бога провозглашается мусульманами, ведет к тому, что некоторые из них упрекают христиан за то, что те поклоняются Богу в трех Лицах;

- ангелы очень часто встречаются на страницах Корана, который, напомним, был передан архангелом Джебраилом пророку Мухаммеду. В Коране упоминается также архангел Михаил без указания его обязанностей, Малик, хранитель ада и другие ангелы без указания их имен и атрибутов. Ангелы имеют различные обязанности: поддерживать трон Божий, прославлять Бога, служить ему вестниками;

- откровение Божье не ограничивается одним Кораном, который является словом Божьим. Оно может быть выражено и в других книгах. В Коране недвусмысленно упоминаются «листы Авраама», следы которых утеряны; Тора (то есть пять первых книг Библии), названная «листы Моисея»; псалмы Давида, входящие в Библию; и Евангелие. Ислам рассматривает людей, для которых названные тексты имеют священный характер, как «народы Книги» (по-арабски «аль эль китаб»). Одним из следствий этого является то, что мусульманину разрешается жениться на еврейке или христианке, даже если те решат после женитьбы исповедовать свою религию;

- посланными Богом людьми являются пророки («наби» или «расул» по-арабски). Это люди большой добродетели, служащие примером поведения, выбранные Богом для передачи Откровений, основное содержание которых неизменно; единство Бога, запрещение зла и т.д. – однако форма может меняться в зависимости от общественной среды, к которой эти Откровения обращены. Так и были посланы один за другим пророки, среди которых Коран упоминает Адама, Еноха, отца Мафусала, Авраама, Иакова, Давида, Моисея, Иисуса, Иоанна Крестителя и Мухаммеда. Этот список не является исчерпывающим. Коран учит, что каждая нация имеет своего пророка, но не будет другого пророка после Мухаммеда;

- когда Бог решит, что время пришло, Вселенная будет разрушена; затем, через некоторое время, произойдет воскресение из мертвых. Тогда наступит Страшный Суд, который решит нашу судьбу в зависимости от наших деяний. То, что являют собой ад и рай, — вне всякого представления. От верующего требуется только верить в это;

- только Бог знает добро и зло. Мораль, которую необходимо соблюдать во имя спасения, содержится в Коране. Эта мораль закреплена мусульманским законом шариата, который включает также чисто законодательные элементы, правила поведения, регламентирование торговли, уголовное право и т.д.

 

Для мусульманина ислам представляется идеальной религией: он — вершина и совершенство Божественного Откровения. Тора и Евангелие также являются священными книгами, ниспосланными Богом. Именно так мусульмане воспринимают события Священной истории. Они считают себя духовными сынами Авраама. Ислам признает чудесное рождение Иисуса Девой Марией. Почему, считают они, Бог не мог ниспослать рождение Человека без отца, в то время как он создал Адама без отца и матери? Иисус — величайший пророк, живший до Мухаммеда. Он будет призван вершить Страшный Суд. Эта исключительная роль Иисуса не позволяет мусульманину допустить, что он умер казненным, — значит, была подмена, и на кресте погиб неизвестный. Однако в то время как евреи ошибаются в том, что не признают Иисуса пророком, христиане заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божьим. Величию Бога, согласно исламу, наносится оскорбление тем, что будто бы Он мог воплотиться в Человека, а то, что Он якобы существовал как Богочеловек на Земле, противоречит Его единству.

Точно так же Святой Дух, названный Иисусом греческим словом «параклит» — «заступник», «адвокат», «утешитель», — не Божественная личность, а Мухаммед, последний из пророков, которому Бог доверил последнюю из книг-Откровений — Коран, окончательную и незыблемую.