ШАГ ТРЕТИЙ: исследовательский проект или методологическое обоснование исследования

 

Как показал анализ опыта научного руководства в контексте социальных исследований на этапе планирования целесообразным представляется также разработка исследовательского проекта (В.И. Загвязинский, 1995) или программы исследования (В.А. Ядов, 2001), которые в значительной степени созвучные друг другу.

Исследовательский проект является программой исследовательской деятельности, документом научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности исследования. Как определенная методологическая модель, программа фиксируюет методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.

Программа исследования состоит из двух основных разделов – методологического и методического.

Методологический раздел программы исследования в социальной педагогике содержит такие компоненты как формулировка проблемной социально-педагогической или социальной ситуации; определение объекта и предмета исследования; выявление цели и задач поисковой деятельности; формулировка и обоснование гипотезы исследования; определение основных - ключевых понятий и категорий, которые описывают основные свойства и характеристики исследуемого объекта.

Исходным моментом социально-педагогического исследования является анализ проблемной ситуации, складывающейся в реальной жизни и социально-педагогической практике. На основе анализа проблемной ситуации формулируется проблема исследования как противоречие, содержащее в социальной реальности в целом, или же в конкретной социальной системе, в частности.

Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, поскольку содержит в себе «знание о незнании». Формулировка проблемы обеспечивает практический результат всему исследованию, а также определяет «поле» апробации и внедрения результатов в социально-педагогическую практику.

Формулировка проблемы влечет за собой определение, во-первых, цели исследования и, во-вторых, объекта и предмета исследования и таких категорий методологического аппарата как гипотеза и задачи исследования. В процессе работы над дипломным исследованием, как правило, студенты осознают взаимосвязь категорий методологического аппарата, разработка которых позволяет, во-первых, избежать эмпиризма – упрощенного подхода к описанию результатов поиска на основе фиксации только фактов, доступных внешнему выявлению без теоретического анализа и раскрытия их сущности.

Во-вторых, формулирование методологических категорий необходимо для того, чтобы определить последовательность, достичь необходимой полноты и глубины исследования, обеспечить его целостность.

В-третьих, определение цели и задач, объекта и предмета исследования, разработка гипотезы позволяют не переоценивать значение личного опыта исследователя и преодолеть одностороннее, неполное, субъективное отражение сущности социальных процессов и явлений.

Методологическое обоснование исследования является чрезвычайно важным шагом, поскольку представляет собой определение существа, логики и области исследовательской деятельности.

 

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: разработка методики исследования и получение фактического материала

 

Необходимым и чрезвычайно ценным в исследовательской работе является получение фактического материала, ведь именно факты – воздух ученого ( И.П. Павлов). Для получения первичных данных студенту-исследователю необходимо изучить существующую социально-педагогическую действильность, в которой есть реальные испытуемые – носители той или иной социально-педагогической проблемы.

Для того, чтобы собрать факты, необходимо разработать пути и способы исследования, которым посвящается методический раздел программы или исследовательского проекта. Он включает:

- выбор методов и разработку методики исследования;

- обоснование и описание выборки испытуемых;

- определение методов и стратегии анализа и обработки данных, а также направлений практического использования результатов.

В дипломных работах по социальной педагогике, как правило, используется весь спектр методов исследования - наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, изучение документов, анализ продуктов деятельности испытуемых, тестовые методики, экспертные методы, социометрия и референтометрия и др. Широко применяются комплексные методики - изучение, анализ и обощение опыта деятельности специалистов социальной сферы, изучение случая, мониторинг, дельфи-метод и др. В дипломном исследовании предполагается также социально-педагогический эксперимент – констатирующий и преобразующий в форме опытно-экспериментальной работы.

Выбор методов исследования обусловлен рядом факторов:

- проблема и цель исследования;

- форма организации исследования;

- особенности испытуемых;

- возможности и умения исследователя и др.

Задача студента-дипломника заключается в том, чтобы, во-первых, научиться применять методы исследования и разработать методику, с помощью которой возможно получение новых фактов и которая является комплиментарной и для исследования данной конкретной проблемы, и для реальных испытуемых – детей, подростков, учителей, родителей, включенных в процесс исследования.

Кроме того, дипломное исследование предполагает применение выборочного метода, который позволяет делать заключения о характере изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения лишь некоторой ее части – выборки, объем которой должен быть не менее 10% от генеральной совокупности.

Обработка полученных данных проектируется, а затем осуществляется путем качественного и количественного анализа результатов. Результаты представляются в виде качественного описания, процентных показателей, графически – в форме таблиц, диаграмм, схем, а также в форме выводов и обобщений, в которых отражены установленные закономерности.

Важным аспектом дипломного исследования в области социально-гуманитарного знания и социально-педагогической практики является разработка моделей, проектов, методик и технологий совершенствования социально-педагогической деятельности, решения социально-педагогических проблем на разных уровнях. В связи с этим, в дипломной работе предполагается на только констатация проблемы и выявление закономерностей, но и разработка, а затем опытно-экспериментальное внедрение конструктивных подходов к регулированию изучаемых социально-педагогических процессов.