Психологические концепции

Психология религии выводит понимание феномена из особенностей индивидуальной или групповой психики.

Один из основоположников психологии американский философ и психолог У.Джеймс (1842-1910) объяснял религию особенностями индивидуальной психики. Чувства – источник религии, религиозными они становятся тогда, когда обращены к божеству. У.Джеймс разработал понятия религиозного опыта. Религиозный опыт, составляющий основу религии, представляет собой сменяемые друг другом многообразные психические процессы, содержанием которых устанавливается отношение к тому, что данный индивид почитает божеством. Религиозный опыт строго субъективен, а потому существует столько форм религиозного опыта, сколько верующих людей. Религиозный опыт полезен и достоверен не менее научного, а в некоторых отношениях превосходит его своей непосредственностью, конкретностью. Высшей формой религиозного опыта является мистическое откровение. Австрийский психолог и психиатр З.Фрейд (1856-1939) применил принципы созданного им психоанализа к исследованию религии. Бессознательное, являющееся основой психики, наталкивается на сопротивление сознания. Индивидуальное сознание оказывается под влиянием бессознательного и сверхсознательного – социального в сознании человека. Стремясь примирить влечения бессознательного и нормы социального, индивидуальное сознание терпит неудачу. Развивается чувство страха, вины, вытесненные влечения бессознательного могут привести к неврозу. Религию Фрейд определил как общечеловеческий невроз навязчивости. Бог иудаизма и христианства является идеализацией образа отца. По мнению З.Фрейда, религия играет специфическую роль в истории культуры как средство защиты от индивидуального невроза. Религиозная вера иллюзорна, со временем человек расстанется с религией. Швейцарский психолог и культуролог К.Юнг (1875-1961) считает коллективное бессознательное базовым религиозным феноменом. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно является основанием душевной жизни. Его содержание входит в сознание благодаря архетипу (наследуемый общий для всех людей структурный элемент психики), задающему общую структуру личности. Архетипы заявляют о себе в фантазии, в мистическом опыте. Коллективное бессознательное, в том числе религиозное, вторгается в сознание. Человек лишь наблюдает эти факторы. Религия выражает коллективное бессознательное и защищает сознание от этих проявлений. Культурные символы религиозных обрядов являются обобщением религиозного опыта множества людей, они открывают человеку возможность понимания божественного и защищают от непосредственного соприкосновения с ним. В этом заключается ценность религии. «Новая теология» германо-американского философа и психолога Э.Фромма (1900-1980) дает религии широкое толкование. К религии он относит систему взглядов и действий, разделяемых группой людей и дающей систему ценностей и объект поклонения. Соответственно, религиозными являются все люди, а религия существует столько, сколько существует человечество. Среди разновидностей религии различает невроз, авторитарную и гуманистическую религии. В авторитарной религии человек избавляется от чувства одиночества потерей независимости и самостоятельности, а в гуманистической ориентируется на самостоятельность, ответственность и реализацию своего потенциала.