Теологическая (богословская) концепция

В историческом плане это первая форма религиоведения, явно преобладающая в истории культуры. Чуть ли не до эпохи Просвещения философия религии выступала исключительно как философская теология. Философская теология представляет собой положительное решение проблемы отношения философии и религии, теологии, отличаясь от альтернативной позиции как в теологии, так и в философии, утверждающей некомпетентность философии в религиозных делах. В философской теологии речь идет о рациональном получении знания в первую очередь из божественного откровения, из религиозной традиции или из религиозного опыта, а также противопоставляемого им.

Сущностью теологии является понимание причастности или вовлеченности в религию, религиозную веру. Личная религиозность теолога – необходимое условие богопознания – определяет содержание самого рассуждения. Теология, в том числе философская, всегда связана с конкретной формой религии, что не мешает ей выражать общие для христианства и ислама идеи в первую очередь по причине типологической близости двух самых распространенных религий.

Философская теология выступает в двух основных разновидностях. Первая, так называемая конфессиональная, связанная с конкретным видом религии, ставит задачу рационального служения сверхразумным истинам данной религии. Вторая, внеконфессиональная, стремится создать относительно самостоятельную религиозную веру, по своему теоретическому уровню скорее религиозно – философскую веру. Внеконфессиональная теология может выступать как критика религии в целях ее совершенствования.

Центральной идеей, призванием теологии является богопознание. Остановимся на общем для теологов представлении о религии как разнообразных связях человека с Богом, Абсолютом, Духом и т.п.

Мусульманский реформатор аль- Афгани (1839-1897), возрождая традицию мутазилитов рационального осмысления веры, предлагает свое толкование Корана, считает, что вера должна быть личным убеждением мусульманина в обоснованности доказательств существования Бога.

Современная католическая теология ценит рациональное знание философии как теории о высших причинах. Главная задача философии и теологии состоит в познании Бога как первопричины. Теология выше философии в том плане, что ей свойственны вершины рационального знания и сверхрационального постижения божественного Откровения. Благодаря интуиции человек осознает свою связь с высшим и обнаруживает Бога в религии. Г.Марсель считает, что церковь создает предпосылки для принятия людьми религии, но приобщение к Богу возможно только благодаря личностному индивидуальному религиозному опыту.

Православный богослов и философ Павел Флоренский (1882-1943) видит идеал христианской жизни не в отчуждении от мира, а в радостном мировосприятии. Истины людей это осколки небесной Истины, доступной человеку благодаря рациональной интуиции. Главная ценность религиозной жизни в обеспечении духовного и физического здоровья человека. Потерявший любовь Божию деградирует в нравственном, а затем и в психическом состоянии.

Профессор теологии Р.Отто (1869-1937) исходит из реального существования объекта религиозного поклонения, который называет «святым». Святое не имеет ничего общего с реальным миром человека. Религия есть встреча с этим святым, которая вызывает у религиозного человека ужас и восхищение, благоговение и преклонение перед святым. Религиозные феномены недоступны научному познанию. Фундаменталистскую позицию теологии можно представить на примере протестантской теологии К.Барта (1886-1968). Он считал, что откровение несовместимо с философствующей религией. Религия не дает решения проблем земной жизни, она помогает бежать от человеческого мира к завету Бога. Иную позицию занимает теолог и философ П.Тиллих (1886-1965). Учение К.Барта представляется ему односторонним. Религия должна пронизывать всю жизнь человека, ибо все духовное в человеке, все то, что реализуется в культуре, по содержанию и смыслу религиозно. Бога следует искать в нашей жизни. Истина откровения не должна быть навязана миру извне, но именно к ней должно неизбежно вести понимание того, что происходит в мире.