Психологическая сущность целеполагания. Виды управленческих целей.
Общие функции субъекта управления обычно связывают с этапами управленческого цикла: целеполагание (прогнозирование, определение целей, выбор методов их достижения, планирование); организация (распределение работы, организация управляющей системы, консультирование, представительство, координация индивидуальных действий); мотивация (стимулирование, дисциплина, воспитание, психотерапия); контроль (учет, контроль, надзор за исполнением, оценка эффективности, регулирование и коррекция).
Целеполагание — начало и основа управленческой деятельности. Оно предполагает рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных целей на будущее (рис. 1).
Время | Прошлое | Настоящее | Будущее |
Вопросы | Почему? | Что? | Зачем? |
Состояния | Потребность (исходное состояние) | Активность (актуальное состояние) | Удовольствие (желаемое состояние) |
Рис. 1. Структура и основные параметры целеполагания
Наиболее обобщенная цель деятельности называется миссией — это ориентир, на который настроены все цели предприятия. Она определяет причины существования человека, группы, организации. Миссия должна быть официально сформулирована и сообщена сотрудникам организации, а также должна иметь мотивирующий характер. Максимизация прибыли, повышение стоимости акций, увеличение выпуска продукции не играют сильной мотивирующей роли для сотрудников организации — это, скорее, результат реализации определенных стратегий. Мотивирующую роль в большей степени играет четкое представление сотрудников о социальной важности своей работы. Так, если предприятие по выпуску противоугонных систем сформулирует свою миссию как обеспечение лидерства но выпуску отдельных видов изделий, вряд ли она вдохновит сотрудников на созидательный труд. Другого эффекта можно ожидать, если миссия будет сформулирована как вклад в решение проблемы безопасности людей и их имущества.
Цели — это конкретные конечные результаты или состояния, которые должны быть достигнуты при реализации миссии. Это ответ на вопрос: «Что мы хотим?» Цели — источник мотивации, они могут стимулировать мощные процессы самоорганизации, которые мобилизуют сознательные и бессознательные ресурсы работников. На выполнение целей отводится определенное время (например, один год или пять лет).
Большинство современных систем личной и организационной эффективности, получивших название «психология успеха», основаны на углубленном и тщательном процессе целеполагания. Особое значение они придают продуманной и корректной постановке целей. Выделяют шесть типов целеполагания (Р. Дилтс):
1. Цели чаще всего устанавливаются по отношению к настоящему или проблемному состоянию как его отрицание. Такое формулирование цели называется негативным и отвечает на вопрос: «Чего я не хочу?» вместо: «Чего я хочу?».
Вторая обычная стратегия целеполагания — это определение цели как полярности или противоположности проблемному состоянию. Недостаток такой цели — создание внутренних противоречий и конфликтов, поскольку она постоянно отсылает нас к проблемному состоянию.
3. Третий тип целеполагания включает использование внешней модели для определения желаемого состояния. В планировании и развитии организации — это сравнение с более успешными конкурентами. Однако оно может вызвать неоправданные ожидания иди негативные ассоциации, так как не полностью учитывает специфику конкретной организации.
4. Другой способ определения целей — обозначение структуры желаемого состояния, перечня желаемых качеств (например, экономичность, узнаваемость, уникальность). Тем самым открывается доступ к большей гибкости в действиях и средствах. В то же время этот подход более обобщенный, следовательно, он подвержен искажениям, упущениям и расплывчатости.
5. Следующая стратегия формулируется относительно не проблемного состояния или внешних сравнений, а расширения существующих ресурсных качеств и характеризуется словами «больше», «лучше», «быстрее» и т. п. Это дает преимущества, так как предполагает, что организация уже обладает подходящими позитивными качествами, по испытывает затруднения, если идет борьба с проблемным состоянием.
6. Более сложной является стратегия, когда мы переносимся из проблемного состояния в желаемое, описывая, как это было бы, если бы желаемое состояние уже достигнуто.
На практике лучше всего рассматривать все эти стратегии как этапы процесса целеполагания. Взятые вместе, они образуют мощную последовательность для исследования и построения достижимых целей в перспективе.
Задачи — это действия, необходимые для достижения цели. При определении и распределении задач используются инструменты измерения (такие, как объемы, проценты, сроки, пропорции и т. п.), а также устанавливается, кто, что, как, где и когда будет делать. В этом заключается сущность планирования.
Планирование опирается на поставленную цель и включает рассмотрение вопроса о ресурсах, требуемых для выполнения задач. Задачи соотносятся с тем, какими средствами будет достигаться цель. Реализация подцелей последующего уровня — необходимое и достаточное условие достижения целей предыдущего уровня. Любой план должен иметь: 1) экономическую обоснованность и рациональность (достижение конечной цели с наименьшими затратами времени, финансов и ресурсов); 2) реальные возможности (организации, группы или индивида); 3) гибкость (без ущерба для достижения поставленной цели).
Планы конкретизируются в тактических, оперативных, текущих планах, рассчитанных на текущие месяцы, квартал, год. Эффективность деятельности руководителя и фирмы во многом зависит от того, насколько рационально он планирует свою работу, использует свое рабочее время.